В каком состоянии сегодня культура Карелии, а главное, что ждет ее завтра? Беседа с министром культуры Карелии Еленой Богдановой.
Это первое интервью министра культуры Карелии Елены Викторовны Богдановой для интернет-журнала «Лицей», несмотря на то что в своих публикациях вниманием чиновников от культуры мы не обходили, но чаще критиковали.
Повод для встречи с министром более чем весомый – разработана концепция долгосрочной целевой программы «Культура Карелии на период 2013 – 2018 годы», завершается выполнение другой региональной целевой программы – «Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2012 год». В каком же состоянии сегодня культура Карелии, а главное, что ее ждет завтра?
– Елена Викторовна, давайте все-таки не будем, несмотря на конец года, подводить итоги, тем более что впереди период отчетов министерств и ведомств, информация о них будет публиковаться. Меня интересует, каким останется уходящий год и в памяти, и в деловой карьере министра культуры, значит, в жизни республики?
– Запомнится год многим, несмотря на сложные ситуации. Во-первых, на уровне Российской Федерации нам удалось решить вопрос об участии федерального центра в программе возрождения Русского Севера. Была поддержана заявка на выполнение работ по сохранению церкви Александра Свирского в селе Космозеро. Нам выделены средства на разработку проектно-сметной документации на реставрацию Успенского собора в Кеми и Успенской церкви в Кондопоге. Хотелось, чтобы это направление в деятельности министерства оставалось важнейшим. Это важно и для сохранения исторических и архитектурных памятников – а наша Карелия ими богата, и для развития в республике культурного туризма. Проведены спасательные работы на Онежских петроглифах
Мы выиграли несколько судебных процессов по деревянным домам в центре Петрозаводска, они нуждаются в реставрации. Причем, нам нужна качественная реставрация, а это есть не всегда. Специалистов-реставраторов высокого класса не так много.
– Но здесь виновато и государство, заставляющее проводить тендеры на право проведения реставрационных работ. Часто выигрывают не те, кто сможет провести реставрацию лучше, а те, кто меньше запросит. Примеров таких масса, и не только в Карелии.
– Согласна. От 94-го федерального закона учреждения культуры страдают больше других.
Если вернуться к событиям уходящего года, то я бы хотела отметить несколько прекрасных театральных премьер. Как известно, балет Музыкального театра «Золушка» в постановке Кирилла Симонова номинирован на «Золотую маску». Согласитесь, знаковое событие – наша небольшая республика вновь прозвучит на церемонии вручения одной из самых престижных театральных премий России.
– При всем том, что наши театры с большим и заслуженным успехом участвуют в фестивалях и конкурсах, привозя оттуда награды, начало сезона 2012/13 года трудно назвать удовлетворительным. Достаточно вспомнить, что театр «Творческая мастерская» до сих пор не может открыть сезон.
– В 2013 году ремонтные работы в «Творческой мастерской» будут продолжены. Но чтобы изменить в целом ситуацию с театрами республики, необходимо решить три проблемы: повышение заработной платы, а она действительно не просто низкая, а очень низкая, жилищную – творческие люди с их доходами просто не потянут ипотеку, и наконец крайне не хватает постановочных средств. Но если с 1 июля 2013 года запланировано повышение фонда заработной платы работников культура на 20 процентов, то с двумя другими вопросами гораздо сложнее. Одному Музыкальному театру требуется не менее 16-20 миллионов только постановочных средств, а всего на работу театра необходимо порядка 150-200 миллионов в год. Таких средств в бюджете Карелии нет.
– Не так давно узнала, что в Карелии работает единственный в России (!) независимый репертуарный театр – речь идет об Ad Liberum – который не просто существует, но и выпускает премьеры, уже завоевал популярность у театралов, однако, до сих пор жив не благодаря, а вопреки – всему, в том числе и поддержке республики. Хотя, я знаю, что нынешней осенью Министерство культуры помогло театру выехать на фестиваль «Золотые ворота» во Владимир, откуда он привез и награды, и приглашения на гастроли. Вам не кажется, что система грантов, о которой говорят уже давно, но которой в республике пока нет, в какой-то степени поддержали бы такие творческие коллективы?
– Сначала скажу, что в будущем году мы найдем возможность поддержать Ad Liberum.
Что касается грантов… Очень надеюсь, что в 2013-м все-таки стартуем в этом направлении. По крайней мере попытаемся, хотя мне приходится быть очень осторожной в прогнозах. Но желание сделать это есть, как и надежда, что удастся.
– Насколько я знаю, бюджет республики на 2013 год весьма дырявый, дефицит его составляет около трех миллиардов рублей. Отразится ли это на финансировании вашей отрасли?
– Думаю, что да. Но на культуру деньги заложены. В первую очередь на повышение заработной платы работникам культуры, которого они терпеливо ждут. Будем продолжать ремонтные работы в помещениях Театра драмы «Творческая мастерская». Приведем в порядок воинские захоронения – на это тоже заложены средства в бюджете. Как и на комплектование книжных фондов наших библиотек, здесь сумма даже выросла с 400 тысяч до полутора миллионов рублей. Будут выделяться средства на приобретение работ наших художников для Музея изобразительных искусств, на конкурсы и фестивали, творческие стипендии. Сумма постановочных средств увеличится до 5 миллионов, хотя это, конечно, не решит проблему. Но выше головы не прыгнешь, если бюджетные средства ограничены. Правда, мы ориентируемся не только на региональный бюджет, на будущий год уже подано 58 заявок на участие в российских конкурсах и проектах, если хотя бы по половине из них удастся получить средства – это будет ощутимая помощь нашей культуре.
Министерство подготовило документы и отправило заявки на включение финансирования ряда наших объектов в федеральную программу «Культура России», в том числе завершение реконструкции в 2013 году Национальной библиотеки. Но на очереди – продолжение реставрации Национального музея, так называемого первого подъезда (помещения левого крыла здания) – уже есть проектно-сметная документация. Здесь разместится постоянная экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне и Карельскому фронту.
В этом году музей-заповедник «Кижи» получил прекрасное фондохранилище, но пока не решен вопрос с хранением богатейших фондов Музея изобразительных искусств. А в перспективе… Петрозаводску просто необходим современный многофункциональный концертный зал. Прекрасный зал был построен в консерватории, но он маловат уже для нашей столицы.
В 2013 году федеральное отраслевое министерство будет определять 1000 лучших учреждений культуры России – вошедшие в это число получат по 100 тысяч рублей, и 1000 лучших работников культуры – с вручением премии 50 тысяч рублей.
– Я не ослышалась? 100 тысяч рублей для учреждения культуры? Этих денег даже на скромный ремонт вряд ли хватит…
– Сумма небольшая, но с чего-то начинать надо.
– Меня давно интересует тема меценатства. В советские времена этим обязывали заниматься директоров предприятий – в добровольно-принудительном порядке. После перестройки предприятия первым делом постарались сбросить социальную сферу и все, что сопутствует ей. Но, разрушив старое, мы так и не создали новую систему. Я знаю отдельные акции поддержки, оказания помощи представителями бизнеса учреждениям культуры, но системы, на мой взгляд, нет.
– Не соглашусь с вами. Помощь со стороны бизнеса учреждениям культуры во многих случаях носит не разовый, а систематический характер. И не только в Петрозаводске, но и в районах республики. Таких примеров много, но о них мало знают. Я не раз предлагала нашим директорам 31 мая, в День работников культуры Карелии, публично поблагодарить всех меценатов и спонсоров. Но каждый раз наталкиваюсь на скрытое сопротивление, мне отвечают: «Давайте ваши награды, и мы сами вручим их своим меценатам». Может быть, 31 мая 2013 года сумеем переломить эту ситуацию? По крайней мере, в очередной раз попытаемся.
– А может быть, руководители учреждений культуры просто побаиваются, что их меценатов переманят коллеги? Если же серьезно, мне кажется, что участие бизнес-сообщества в решении прежде всего финансовых проблем культуры поможет, с одной стороны, облегчить государственную ношу, а с другой, поддержать нашу нищую культуру, каковой она остается уже многие годы?
– Во время одной из командировок мне удалось познакомиться с представителями Фонда культуры Финляндии. Эта общественная организация взяла на себя оказание помощи культуре, в том числе и финансовой. Практика, которую можно только приветствовать и позаимствовать. Кстати, и у нас в Петрозаводске при Карельской государственной филармонии есть фонд, куда входят представители и других столичных учреждений культуры. Я не могу упрекнуть карельский бизнес в невнимании к культуре, просто всегда хочется большего.
– 131-й федеральный закон разделил не только полномочия по содержанию учреждений культуры, но их самих как бы на три категории: федеральные, региональные и муниципальные. И последние в самом худшем положении, ибо состояние бюджетов городских, районных, а тем более сельских поселений оставляет желать много лучшего даже по сравнению с республиканским бюджетом. Недавно на круглом столе представителей муниципальных музеев узнала, что одна из острых проблем, которая стоит перед ними, — кадровая.
– Эта проблема назревала давно. Заработная плата работника Дома культуры, библиотеки или музея сегодня где-то около 8 тысяч рублей. И хотя в Петрозаводске есть учебные заведения, которые готовят для нас специалистов, выпускники не горят желанием работать в глубинке, кто-то сбегает оттуда уже через неделю. Низкая зарплата, отсутствие жилья, невнимание со стороны местной власти не стимулируют молодежь поднимать культуру в наших райцентрах и селах. Поправит ли положение 20-процентное повышение заработной платы с будущего года? Если честно, то в незначительной степени.
К тому же идет оптимизация учреждений культуры. В результате объединения учреждений культуры в них остаются два-три специалиста, которые должны заниматься всем: библиотеками, народными коллективами, работой с детьми, зарабатывать деньги, проводя дискотеки, выполнять многие другие обязанности.
– За годы работы в СМИ мне довелось побывать во многих сельских, поселковых домах культуры, и могу с уверенностью сказать: и раньше, а нынче тем более, там работают не просто энтузиасты, а подвижники. Достаточно вспомнить, что из трех карельских лауреатов российской премии «Душа России» двое — руководители народных коллективов. Это Виктор Александрович Васильев, который вот уже почти 40 лет работает с Поморским народным хором, и Людмила Львовна Мелентьева, почти столько же лет отдавшая Вепсскому народному хору. Эти коллективы идут к своему 100-летию.
– Добавьте сюда Петровский, Сегозерский хоры, Калевальский народный театр. Эти коллективы и есть достояние республики. Поэтому я приветствую решение администрации Кемского района взять под свою ответственность всю районную культуру. Давно замечено: где есть культура – там не просто теплится жизнь, но есть и развитие.
– И где же выход?
– Одно из направлений нашей работы, закрепленное в концепции, – создание полноценных культурных центров. Мы добиваемся, чтобы в федеральной программе «Культура России» появилось финансирование муниципальных учреждений культуры, и министерство уже направило пять заявок на участие в финансировании учреждений культуры Прионежского, Питкярантского, Кондопожского и Лахденпохского районов. Федеральное министерство обещает субсидии на поддержку муниципальных учреждений. Еще один вариант – поддержка культуры через программу развития села. Соответствующий раздел должен быть в нашей республиканской программе. Как только в селе или поселке отремонтируют Дом культуры, туда сразу же идут люди, создаются творческие коллективы. Именно они хранят нашу народную национальную культуру
С апреля будущего года возродим смотры художественной самодеятельности, по жанрам. Это хороший стимул для творческого роста народных коллективов.
Лично для себя и нашего министерства считаю делом чести помочь Лахденпохской детской библиотеке.
Как известно, еще со времен Древнего Рима историки утверждали, что народ везде и всегда требует хлеба и зрелищ, но если приходится выбирать между ними, побеждает хлеб. Однако культура – не зрелище. Мне импонирует мнение, высказанное академиком Сергеем Петровичем Капицей в одном из многочисленных интервью, что культура – это тончайшая материя, которую очень легко можно погубить (даже не заметив этого), но которая отличает человека от животного. Может быть, звучит несколько пафосно, но верно. Поэтому-то много театров, библиотек, музеев не бывает, и требование, не слишком ли у нас «много культуры» и не пора ли ее оптимизировать, согласитесь, звучит нелепо.
К сожалению, далеко не все, что включено в программы и концепции, будет воплощено в жизнь, дай бог, если половина. Но вот в рассказе министра культуры я все-таки уловила пусть даже не надежду, а проблеск ее. Однако даже это внушает сегодня оптимизм.