В пятый раз в Центре национальных культур и народного творчества открылась Республиканская детская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «От прадедов до правнуков».
Каждая выставка посвящается юбилейным датам, нынешняя — 200-летию Ивана Айвазовского, 175-летию Василия Верещагина, 130-летию Марка Шагала, 85-летию Бориса Поморцева и 80-летию Тамары Юфа. Причем интерес юных участников, а по условиям конкурса к нему допускаются ребята от 11 до 18 лет, не только не падает, но растет от года к году. И петрозаводчанам составляют реальную конкуренцию ребята из районов Карелии.
На нынешней выставке представлены работы 90 юных мастеров и художников из Петрозаводска и 10 районов республики, которые соревнуются в трех очень серьезных, взрослых, номинациях: «Декоративно-прикладное творчество», «Художественные ремесла», «Изобразительное искусство».
…Профессия дизайнера сегодня популярна и востребована, ее получают в средних и высших учебных заведениях. Может быть, поэтому обратила внимание на работы двух – ну не поднимается рука написать «девчушек», хотя их авторам всего по 12 лет, – Иванны Соловей из Прионежского района, которая получила специальный диплом «За дизайнерское решение» в номинации «Декоративно-прикладное искусство, и Вики Праховой из Питкяранты – такой же диплом, но в номинации «Художественные ремесла». Высокая награда, пожалуй, не только оценка таланта девочек, но и… пожелание на будущее.
Во всех номинациях работы участников выставки оценивало очень серьезное жюри, в которое входили профессиональные мастера и известные карельские художники.
Выступая на вернисаже, член жюри заслуженный деятель искусств Карельской АССР, заслуженный художник РСФСР, народный художник Российской Федерации, почетный член Российской академии художеств Борис Николаевич Поморцев подчеркнул: за каждый, пусть даже небольшим признанием художника стоит очень большой труд. И так будет всегда.
Поскольку в число юбиляров, которым посвящена выставка-2017, вошли два замечательных карельских художника- Тамара Юфа и Борис Поморцев, юные художники обратились к их творчеству. Но если в работах, посвященных Тамаре Григорьевне Юфа, их авторы выразили свое впечатление, свои чувства от ее работ, то 13-летняя художница из Олонца Валентина Богданова написала картину… «Б.Н. Поморцев на пленэре» (3 место в номинации «Изобразительное искусство), использовав известную работу Бориса Николаевича «Первый снег. Карелия. У Онежского озера».
На выставке прошлого года, насколько помню, авторы выставляли портреты Андрея Рублева и Феофана Грека. Вряд ли взрослый художник взялся бы за такую тему, да и то после очень больших раздумий и сомнения. Но дети ведь такие фантазеры и в своих фантазиях они отчаянно смелы.
Не буду перечислять все работы, представленные на выставке, и давать им оценку, это сделало жюри. Просто отмечу, что экспозиция не разочаровала, это, во-первых, а во вторых, поймала себя на том, что совсем не хотелось умиляться «ой, молодцы, детки!». Во время знакомства с выставкой поймала себя на том, что большинство работ оценивала по взрослому. И они эту оценку выдерживали.
В 1979 году издательство «Карелия» выпустило уникальный альбом: иллюстрации к «Калевале», выполненные воспитанниками Петрозаводской детской художественной школы. Предисловие к нему написал Мюд Мечев: «…В этой книге представлены иллюстрации к «Калевале», и необычность ее в том, что авторами рисунков выступают дети. Правда, слово «дети» может употребляться в данном случае до некоторой степени условно, так как средний возраст создателей иллюстраций двенадцать лет. Скорее следует говорить о работах юных художников». В этом возрасте, по мнению Мечева, «на смену детской наивной фантазии приходят первые попытки зрелого подхода к изобразительному творчеству…». Эти слова Мюда Мариевича можно отнести и к авторам работ, представленным на выставке «От прадедов до правнуков». Здесь еще есть и детский наив, но явственно прослеживается попытка творчески осмыслить предложенные темы.
Однако это было невозможно без их творческих наставников, преподавателей художественных, и не только, школ. На вернисаже отметили всех, перечислив поименно. Хотя заслуживают они гораздо большего, чем благодарственные письма. Далеко не все их воспитанники станут профессионалами – художниками, мастерами, но то, что им дали в детстве наставники, они пронесут всю жизнь.
Такие выставки – не только отчет, но большой праздник, в первую очередь для юных участников. Именно большой. Но проблема не только в том, что приехать на вернисаж не смогли ребята из районов Карелии, это удалось только петрозаводчанам, да и то не всем. А выставочная площадка – скромный конференц-зал Центра национальных культур и народного творчества. Ну нет здесь другого — более просторного выставочного помещения! Не говоря уже о специализированном зале. И как совместить это с тем, что построенные в советское время в том же Петрозаводске здания, предназначенные именно для учреждений культуры с выставочными и концертными залами, репетиционными комнатами и мастерскими, сегодня продают под нужды учреждений и фирм, не имеющих ни малейшего отношения к культуре?! Кто-то подсчитал, что по большому счету приобретаем, и что – теряем?
В последнее время мы много говорим о необходимости хранить и беречь национальные традиции, к сожалению, больше говорим. А они рядом и искать не надо: и таланты, и традиции, и будущее. Заметьте их, поддержите, господа чиновники и спонсоры!
Позволю себе небольшое отступление. На Лонинских чтениях, прошедших в прошлом году и посвященных 80-летию Вепсского народного хора (детский хор, увы, несколько лет приказал долго жить, да и взрослый коллектив выжил только благодаря тому, что его взял под свою опеку Центр национальных культур и народного творчества), речь зашла о том, что 30-40-е годы ХХ века были периодом создания народных коллективов как детских, так и взрослых. Причем, эти коллективы, едва родившись и еще не набрав даже полноценного репертуара, уже приглашали на всевозможные дни культуры в Москву и Ленинград. И не только на выступления. Самодеятельным артистам предоставляли возможность посетить лучшие музеи, театры страны. В качестве награды они получали художественные альбомы, пластинки с записями народной и классической музыки. Но за всем этим, как говорят нынешние исследователи, стояла пропагандистская и идеологическая работа советской власти. Согласитесь, пропаганда и агитация были умно построены.
К чему такие дальние заходы от конкретной выставки? Да к тому, что юные художники и мастера почти со всей республики подарили нам (тем, кто все-таки сходит на выставку) свой талант, свое мастерство, свои мечты. Они заслуживают, чтобы общество подарило им праздник – творчества, искусства, праздник, который останется с ними на всю жизнь. Вместе со скромными сувенирами, на которые к своей чести устроители смогли найти средства, пусть небольшие. Как говорится, чем богаты…
Организаторы выставки – Центр национальных культур и народного творчества, республиканский центр «Ровесник».
Фото автора