Интернет-журнал «Лицей»

Последняя охота

В Петрозаводске продолжается международный экологический кинофестиваль БЭФФ. О своих впечатлениях от конкурсных показов первых двух дней рассказывает Снежана Слепкова.

День первый. Бедные тюлени

1 мая Баренц Экологический Фильм Фестиваль, на который я теперь хожу и как блогер тоже, показал документальный фильм Sealers – One last hunt («Последняя охота», режиссеры Trude Berge Ottersen, Gry Elisabeth Mortensen ). Аннотация здесь.

Удивительно двойственное оставляет эта картина впечатление. Можно сказать, шизофреническое. С одной стороны, грандиозные, просто невероятные пейзажи Гренландского моря ( оператор — бог камеры!), любопытные человеческие типы, проявляющиеся в экстремальных условиях, да и сама история рассказывает о древнейшем норвежском промысле — охоте на тюленей.

С другой стороны, жестокость, на которую невыносимо смотреть, невзирая на то что она овеяна вековой традицией.
Опытный и суровый капитан Bjørne ведет свою команду, в которой есть и новички, и династийные бывалые охотники, на последний промысел. Это вообще последняя охота на тюленей в Норвегии, поскольку в 2015 году правительство страны полностью запретило охоту на этих животных.

Четыре дня корабль идет в чистом море, но льда, на котором отдыхают тюлени, так и не видно. Команда проявляет беспокойство.

Но вот понемногу начинают попадаться ледяные островки, а затем… На экране расстилается дышащее, колышущее бесконечную сверкающую ледяную мозаику море, абсолютно медитативная величественная картина. На льдинах как толстые лоснящиеся коты разлеглись и жмурятся на солнце удивительно милые и безобидные существа — пятнистые тюлени. Тактика охоты такова: сначала по тюленю стреляют из оптической винтовки, целясь точно в голову. Затем охотники прыгают с корабля прямо на разламывающийся лёд и, буквально рискуя каждую минуту свалиться в ледяное крошево, добираются до тушки. Которую по правилам охоты следует докончить специальным жутким орудием, похожим на косу: это такой металлический заостренный стержень, прикрепленный к деревянной длинной рукояти. «Удар по голове тупым концом, затем острым,» — учат новичка бывалые охотники. Собственно, с этого сюжета — добивания тюленя, и начинается фильм.

Съемка сверху: сверкающие ослепительные льдины расчерчены кровавыми полосами — это охотники тащат свою добычу на корабль.

Команда переживает несколько серьезных проблемных ситуаций:  ломается двигатель, затем корабль попадает в страшный шторм. Но немногословные и малоэмоциональные охотники только шутят, что надвигающийся ураган «наверное, попортит наши прически» и что «посмотрите, теперь повсюду ушные палочки»  — это про внутренний погром на корабле после чудовищного шторма.

Любопытно, что как и с тюленями, так и с одним из новичков командир обходится без каких-либо сантиментов. Молодой человек, впервые попавший на охоту, радуется возможности побыть в настоящей передряге в кругу крутых мужиков, а не тупить перед компьютером в офисе. Его все время гоняют, над ним подшучивают. Но дела у него, судя по комментариям членов команды, идут неплохо: ему удается с первого раза сделать с убитым тюленем всё правильно и живым вернуться с добычей на корабль. Но командир считает, что ему нужны более опытные люди. И перед первой же стоянкой он скупо сообщает ему, чтоб он забирал свои вещи, высаживался и покупал билет на самолет до Тромсё.

«Здесь же есть интернет?» — то ли спрашивает, то ли утверждает капитан, высаживая двадцатилетнего мальчишку в какой-то гренландской деревне. Тот пытается выяснить, за что и почему он узнает об отставке в последний момент? «Ну, ты один не знаешь, все знают. Дай знать, когда будешь в Тромсё. Мы отвалим тебе немного мяса, если набьем тюленей достаточно», — говорит капитан и разворачивается к бедолаге спиной, прижимая к уху телефон и давая понять, что разговор окончен.

Справедливости ради надо сказать, что остальные члены коллектива не оставляют молодого человека, они договариваются с кем-то из местных, что тот даст ему крышу, пищу и возможность заработать на авиабилет до дома. Причем, никто не воспринимает случившееся как какой-то конфликт, неадекватное отношение к человеку или предательство. Нормально всё. Вытурили с корабля на первой попавшейся стоянке — а чё? «Решение капитана — любое! — должно выполняться беспрекословно, без обсуждения. В противном случае нас ждет хаос «, — говорит капитан. Еще он рассказывает о своих чувствах во время шторма, который чуть не угробил корабль: «Страх отпустил меня через какое-то время. Но я не имею права его показывать команде. Иначе начнется паника».

Подробно показаны разделка и расфасовка туш: как готовят тюленье мясо, как упаковывают его в вакуум, как обрабатывают и складируют шкуры тюленей.

Вот команда наткнулась на белого медведя, который попридушил и поранил полтора десятка некрупных тюленей, но почему-то не съел их. Полуживые, они оставлены умирать медведем прямо на льду. Медведь сидит тут же.
«Я не могу смотреть, как мучаются тюлени. Их нужно добить», — говорит капитан. И охотники снова выходят на лед .

В течение этой охоты убито несколько сотен тюленей. В конце фильма добычу выгружают на норвежском причале, и тут же начинается торговля: кто-то покупает мясо, кто-то шкуры. Норвежские старички и старушки приходят на причал, как в магазин, со смешными сумочками и пакетами — за свежатинкой.

Я понимаю, что нам показали что-то очень интимное, норвежское, почти этнографическое.  200 лет назад норвежец со своей острогой так же выходил в море и скакал на льдинах, охотясь на тюленя. Но его корабль не был вооружен новейшими навигационными приборами для продвижения во льдах (да и какой там был корабль 200 лет назад?), его оружие — оптикой, да и сам он мог тысячу раз погибнуть от лап того же белого медведя или когда его суденышко затрет и раздавит льдами. Кроме того, тюлень ему нужен был, чтобы есть и чтобы одеться.

Но сейчас всё не так. И жестокость, показанная в фильме, шокирует своей, так скажем. нецелесообразностью. Не то, чтобы мы не знали, что охота — это кровавое зрелище. Но зачем так подробно рассказывать и показывать это? История команды подается как история «отважных мужчин и женщин, которые преодолевают сильнейшие штормы, суровые условия и находятся наедине с покрытым льдом океаном». Но эти люди могут получить помощь в любую минуту. Только свистни — по спутнику все передадут кому надо. Этот их промысел — приключение. хобби и бизнес. А ни разу не подвиг, каким он представлен в аннотации.

Вот с такими примерно мыслями выходила я из кинозала. Настоящее радостное чувство вызывала только одна мысль: это была последняя охота на тюленей в Норвегии.

Трейлер фильма

 

День второй. С чего начинается Родина?

2 мая удалось посмотреть один из множества фестивальных фильмов.

Режиссер Арво Туоминен (Финляндия), автор «Карельского перешейка», сделал очень простой фильм, по структуре и качеству напоминающий многосерийный новостной (познавательный) сюжет. Простой — это значит, что в нем нет ни особо высокохудожественной операторской работы, ни затейливой интригующей композиции. Автор просто едет на «буханке» по бездорожью вдоль Карельского перешейка, заглядывая и в крупные населенные пункты,  начиная с Выборга, и в практически никому не известные и безлюдные (вроде Северной Ингрии, со столицей в Кирьясало — кто знает, где и что это?), берет интервью у разных людей.

Вслед за автором зритель посещает удивительные места: знакомые с детства человеку, который живет в Карелии или Ленинградской области: Приморск, Зеленогорск, Комарово, Репино, Сестрорецк, а также малознакомые таинственные — заброшенный форт Ино (где снимался «Сталкер»), которому автор предрекает в будущем славу помпейских развалин, местечко на реке Тайпале, южный рукотворный рукав Вуоксы, он же свидетель и, можно сказать, участник трех ужасающих катастроф — экологических и социальных.

За многовековую историю Карельский перешеек был частью Швеции, Финляндии, России, и Арво Туоминен безыскусным линейным повествованием об истории этих мест пытается донести до зрителя некую миротворческую идею. Недаром эпиграфом к фильму становится библейское изречение «Блаженны миротворцы…». Но сквозь максимально миролюбивый авторский текст и видеоряд сквозит обида и горечь.

Выборг  с его главными достопримечательностями вроде башни Олафа похож на город после бомбежки, изумительные драгоценные по замыслу и воплощению виллы на побережье, создателями которых были лучшие архитекторы Европы, разрушены или переделаны в пошлые заведения вроде ресторанов, библиотека Аалто в Выборге восстановлена только после вмешательства Тарьи Халонен, обратившейся по этому поводу непосредственно к Путину, заповедные места на Тайпале застроены тупыми и безвкусными дворцами не понимающих в красоте и гармонии «новых русских». И проехать по этим местам можно только на «буханке», не иначе. Я не знаю, оговорился ли автор в конце фильма, но он сообщил зрителям, что вдоль побережья он на этой самой «буханке» проехал полторы тысячи километров. Загляните в справочники — какова протяженность Карельского перешейка? Думаю, это не случайная оговорка или преувеличение режиссера. Наши дороги постоянно в кадре во всей их неприглядности. И сто пятьдесят километров могли показаться полутора тысячами, я уверена.

Фильм простой, грустный, немного наивный и очень познавательный.

Автор фильма утверждает, что песня Вениамина Баснера «С чего начинается Родина?» родилась на этих берегах. И в фильме она звучит на финском языке…

Фото с сайта beffest.com

Exit mobile version