Из истории создания Национального театра Республики Карелия. Публикация Национального а архива РК
В 2017 году Национальный театр Республики Карелия празднует свое 85-летие. Это единственный профессиональный театр в мире, в котором спектакли идут на финском, карельском, вепсском и русском языках.
В марте 1921 года при Народном театре драмы было образовано национальное отделение из девяти актеров-финнов из числа революционеров-эмигрантов. Его возглавил актер и руководитель любительских театров Финляндии Виктор Линден. Репертуар состоял из произведений финской дореволюционной драматургии. Труппа представляла свои спектакли в Вокнаволоке, Ухте, Войнице и других населенных пунктах края.
Продолжателем дела Виктора Линдена стала Санни Нуортева (Туомисто), жена наркома просвещения Карельской трудовой коммуны, будущего председателя ЦИКа Автономной Карельской ССР А.Ф Нуортева. Она возглавила любительский театр «Karjalan näyttämö» («Карельская сцена»). В репертуаре были пьесы по произведениям, написанным участниками коллектива — поэтами Ялмари Виртаненом, Сантери Мякеля, Рагнаром Нюстремом.
В мае 1926 года председатель СНК АКССР Эдвард Гюллинг предложил командировать артистов Ридерера и Мерца в Финляндию для изучения театрального дела в рабочих театрах. В результате Карельский областной комитет ВКП(б) признал необходимым отпуск средств на организацию и развитие финского театра в АКССР, но командировка Ридерера и Мерца была отклонена, а Наркомату просвещения АКССР было предложено «подыскать лицо соответствующей квалификации для организации финского театра».
В ноябре 1925 года Рагнар Яковлевич Нюстрем, занимавший должность преподавателя Петрозаводского педагогического техникума, написал в Наркомат народного просвещения АКССР письмо о возможности развертывания финской театральной работы в Петрозаводске. Он сообщал о необходимости администрации театра и другим руководящим органам, заинтересованным в этом вопросе, приступить к проведению следующих мероприятий:
«а) Разузнать и пригласить из Америки или из Финляндии талантливого финского режиссера… Или командировать кого-нибудь из более выдающихся местных артистов в одно из художественных учреждений СССР… б) Вслед за этим можно бы из комсомола, школы и др. собрать при театре группу карельских юношей и девушек, организовав для них финскую студию…».
11 июля 1928 года Бюро обкома ВКП(б) вынесло постановление, которое предписывало Наркомату просвещения АКССР в течение ближайших пяти лет создать национальный профессиональный театр.
Для осуществления этой задачи руководство наркомата считало необходимым подготовить режиссера, который, обладая в совершенстве знаниями двух государственных языков — русского и финского, способен был бы выполнить эту важную для Карелии задачу. Заместитель комиссара народного просвещения АКССР И. Вихко написал в областной комитет ВКП(б) представление на старшего учителя Карельского егерского батальона Нюстрема Рагнара Яковлевича, который, по мнению наркомата, являлся наиболее подходящим для выполнения этой ответственной работы.
16 августа этого же года на заседании Секретариата Карельского областного комитета ВКП(б) кандидатом в Ленинградскую государственную театральную студию для подготовки режиссера национального театра был выдвинут Р. Нюстрем, вскоре направленный обкомом в Ленинградскую художественную студию на курсы режиссерского отделения.
Рагнар Нюстрем родился 7 сентября 1898 года в Гельсингфорсе (Хельсинки), знал финский, русский, шведский, норвежский и датский языки, участвовал в спектаклях любительского коллектива «Karjalan näyttämö» как автор, режиссер и исполнитель.
В 1929 году при первой Ленинградской государственной художественной студии была образована карело-финская студия, художественным руководителем которой стал К. Тверской — главный режиссер Большого драматического театра имени М. Горького. Рагнар Нюстрем, являясь учащимся этой студии, одновременно преподавал ученикам из Карелии сценическую речь и декламацию.
26 декабря 1928 года на страницах газеты «Пунайнен Карьяла» вышла статья Р. Руско (Р. Нюстрема) о необходимости создания профессионального театра на финском языке. Автор писал о будущем коллективе театра, который, по его мнению, должен был состоять из 30 человек: 20 актеров (10 женщин и 10 мужчин), режиссер, декораторы, костюмеры, электромонтеры. Кандидаты на обучение в артисты будущего национального театра должны были иметь не менее семи классов образования, хорошо владеть финским языком, обладать физическим здоровьем.
Статья была поддержана редакцией и многими читателями, на страницах газеты развернулось обсуждение. Так, например, представитель Ухтинского самодеятельного театра в целях экономии бюджета выступал за создание небольшой профессиональной труппы, к которой присоединятся самодеятельные актеры. Мимми Келлосалми предлагала обратиться к опыту работы существовавших ранее в Петрозаводске самодеятельных национальных театральных коллективов.
Улучшение финансового положения республики позволило высшим руководящим органам АКССР пойти навстречу этим пожеланиям общественности. 18 января 1929 года VIII Всекарельский Съезд Советов постановил: «…Мероприятия правительства в области карелизации просветработы признать правильными. В дальнейшем наметившийся за последние два года темп карелизации должен быть сохранен и усилен на отстающих участках. В частности, Съезд считает необходимым создание к концу 5-тилетия национального профессионального театра…».
23 июня 1929 года газета «Пунайнен Карьяла» опубликовала специальное обращение к руководителям и работникам районных партийных и советских организаций с просьбой помочь выявить на местах сценически одаренных юношей и девушек. Отбор кандидатов на учебу проводила специально созданная комиссия наркомпроса республики. Будущие студенты набирались из семей рабочих и крестьян, должны были иметь образование не ниже семи классов, а также подготовить для поступления на учебу стихотворения и монолог.
Работники Наркомпроса Карелии поехали по городам, селам и деревням искать молодых людей, обладающих актерским дарованием. Почти все юноши и девушки, принятые на учебу в Ленинград, уже имели некоторый опыт выступлений на сцене, полученный ими в школьных спектаклях и в самодеятельных драматических кружках. Например, Дарья Карпова из Сегозера попала на учебу сразу после окончания школы, Матвей Любовин из Святозера — после учебы в Петрозаводском педагогическом техникуме, имея уже некоторый опыт участия в работе театрального коллектива «Teatteri paja». Суло Туорила до поездки в Ленинград выступал в спектаклях на ухтинской сцене. В числе принятых на учебу были учительница Нелли Бекман, бывший лесоруб Тойво Ланкинен, Эмма Хиппеляйнен, ухтинские девушки Ирья Ремшуева, Аниса Гардинина, Санни Ларионова и многие другие.
Осенью 1929 года группа карельской и финской молодежи начала учебу на специально созданном карельском отделении (техникуме) Ленинградской государственной художественной студии. Учителями стали ведущие мастера театрального искусства Ленинграда.
Много лет спустя в своей книге «На жизненном пути» народный артист Карельской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Суло Туорила вспоминал: «…Изучали многие теоретические дисциплины, в том числе историю зарубежного и русского театров, различные направления в современном искусстве. Нам преподавали сценическое движение, акробатику, фехтование, ритмику, танец, пение — все, что необходимо для актера. Декламацию и сценическую речь вел сам руководитель финского отделения техникума — Рагнар Нюстрем…».
Народная артистка России Дарья Карпова рассказывала, что на первом курсе многим студентам приходилось очень трудно: «…Собрались карелы, ингерманландцы, финны, среди которых были и те, что недавно прибыли в Советский Союз из Финляндии, Швеции и Америки… Многие плохо знали русский язык, а в студии преподавали в основном по-русски. Пришлось помогать друг другу. Жили дружно, коммуной…».
В Карельском отделении Ленинградской художественной студии возникали трудности финансового характера. Иногда техникум вовремя не получал из Наркомата народного просвещения АКССР необходимые средства, что не могло не влиять на работу Карельского отделения и на процесс обучения.
26 марта 1932 года Р. Нюрстрем писал в Обком ВКП(б) КАССР: «…Учащиеся жили уже без стипендии 2 месяца и учителя работали без зарплаты уже 2 месяца… Сегодня двери школы закрыты, потому что учащиеся живут не евшими 8-5 дней и не могут сидеть на уроках, заниматься не только физическим, но и умственным трудом…». Однако несмотря на все проблемы учеба продолжалась.
Педагоги художественной студии стремились воспитать будущих актеров как единый творческий коллектив. Во время учебы артисты получили хорошую практику в гастрольных поездках с концертами и спектаклями в различные районы Карелии. Первая поездка состоялась весной 1930 года. Студийцы выступили в Олонецком районе, где их встречали с большой радостью. Зимой 1931 года студийцы выступали в Реболах, Ругозере, Паданах, Петровском и Пряжинском районах. Летом 1931 года был подготовлен спектакль по пьесе Р. Нюстрема «Учитель», который был показан на сцене Летнего театра в Петрозаводске.
2 и 3 февраля 1932 года на сцене Карельского государственного драматического театра состоялась премьера пьесы В. Киршона «Хлеб» в переводе на финский язык Р. Нюстрема. Спектакль был подготовлен учащимися Карельского национального драматического техникума и был посвящен теме коллективизации и борьбе с кулачеством в деревне. Газета «Пунайнен Карьяла» назвала эту постановку «знаменательным событием на культурном фронте».
С целью собрать в единый коллектив всех наиболее одаренных и перспективных актеров-любителей из числа приехавших в Карелию северо-американских финнов осенью 1931 года Наркомпрос АКССР направил группу актеров на трехмесячные курсы в Ленинград. Среди них были Кууно Севандер, Аларик Санделин, Ханнес Салми, Яло Метсола, Юллиус Каллио, Ирья Вийтанен, Олави Сийки, Сигрид Хитс и другие. Здесь они прошли специальный курс обучения, познакомились с Рагнаром Нюстремом и будущими актерам.
Окончив курсы, в декабре 1931 года они вернулись в Петрозаводск и образовали национальную труппу при Государственном Русском драматическом театре, художественным руководителем которой стал Кууно Севандер, уроженец финского города Улеаборга (Оулу), приехавший в этом же году в Карелию из Северной Америки, где возглавлял рабочие театры в США и Канаде, принимал активное участие в любительских спектаклях.
В газете «Пунайнен Карьяла» от 9 января 1932 года в статье «Торжественное открытие национального театра» сообщалось о первом представлении национальной труппой Государственного драматического театра 7 января 1932 года пьесы К. Кеттунена (Абсо) и Э. Лоранта (Асариас) «Бешеный паровоз №1» («Raivo veturi №:1»). Постановка рассказывала об изобретении нового советского паровоза, получившего название «Бешеный» за его удивительную мощность и скорость. Это была своеобразная детективная история о попытке угона паровоза. Постановщики спектакля применили сценические эффекты с использованием кинокадров и радио.
До конца сезона труппа подготовила и показала еще несколько премьер: «Черный поезд», «Чапаев», «Золотая табакерка», «Утопия». В апреле 1932 года национальной труппой Карельского государственного драматического театра был подготовлен весенний музыкальный концерт. Программа состояла из хорового пения театра (хор под управлением Юкки Ахти) и выступления известных финских солистов Лили Лехтимяки, Катри Лайми-Ахти, Юкки Ахти, Ханнеса Салми и Кууно Севандера. Летом 1932 года Управление зрелищных предприятий организовало выступления национальной труппы на Всекарельской спартакиаде и олимпиаде.
Летом 1932 года первая карело-финская национальная студия завершила учебу в Ленинграде и вернулась в Петрозаводск. Актёры национального самодеятельного театрального коллектива и выпускники Карельской студии Ленинградского театрального техникума составили творческую основу вновь образованного Государственного Финского драматического театра Карелии. Его главным режиссером и художественным руководителем в августе 1932 года был назначен Рагнар Нюстрем, директором — Кууно Севандер.
18 октября 1932 года газета «Красная Карелия» опубликовала объявление о том, что 22 октября 1932 года состоится спектакль на финском языке по драме Бориса Лавренева «Разлом» в постановке Рагнара Нюстрема. В роли старого флотского офицера, капитана 1-го ранга Берсенева выступил актер А. Санделин (в дальнейшем постановщик ряда спектаклей), роль председателя судового комитета Годуна исполнил актер Т. Кемппи, роль лейтенанта Штубе — К. Севандер, роль дочери Берсенева Татьяны — Д. Карпова.
В своей книге «Государственный финский драматический театр» В. Кийранен писал, что спектакль «не обманул ожиданий зрителя и получил высокий отзыв со стороны автора пьесы Бориса Лавренева, присутствовавшего на премьере: «Я не владею финским языком, но вполне удовлетворен всем виденным. Я увидел героев пьесы и идеи ее именно такими, какими и создал их в своем представлении».
В последующем были показаны спектакли «Свет с востока» Юрина, «Город ветров» В. Киршона в постановке Аларика Санделина. Одним из любимых спектаклей зрителей стал «Миллион Антониев» режиссера Кууно Севандера.
Так началась многолетняя история театра, создававшегося для развития национальной культуры советской Карелии. На сегодняшний день Национальный театр Республики Карелия остается одним из любимых мест культурного отдыха у жителей города и его гостей, всегда радует зрителей яркими премьерами и замечательной игрой актеров.
Ведущий архивист Национального архива РК Вера Стирина