Интернет-журнал «Лицей»

Мир, который сотворила Тамара Юфа

На вернисаже
Тамара  Григорьевна Юфа  на вернисаже

В Музее изобразительных искусств Карелии открылась выставка знаменитой карельской художницы

Выступая на вернисаже, Тамара Григорьевна Юфа, вдруг заговорила… о своей малой родине, а выросла она на берегу Дона. Вспоминала детство и юность, несмотря на то что выпали они на тяжелейшие предвоенные, военные и послевоенные  годы. Может быть, именно тогда, благодаря близким родным людям,  родились  у нее чувства, которые несет всю жизнь, – красоты и  любви. Именно там, в древнем  Задонске, возникло желание стать художницей.

Трудно сказать, как сложилась бы творческая судьба Тамары Григорьевны, если бы не закрылось Елецкое  художественное училище, куда она поступила после школы. Заканчивать образование ей  довелось в Ленинграде.  Карелия, куда она получила распределение,  стала ее творческой родиной. Так что можно сказать:  там, на Дону, родилась художница Тамара Чванова (девичья фамилия Тамара Григорьевны), а в Карелии – мастер с всесоюзной и даже мировой известностью.

На вернисаж пришли многие коллеги Тамары Юфа,  для  которых она сегодня, независимо от их возраста, классик. Но и в 70-е годы прошлого века, когда совсем молодая художница приехала в Карелию, республика отнюдь не была глухой провинцией в художественном плане:  местное отделение Союза художников СССР считалось одним из сильных в стране. К тому времени сложилась и определенная традиция в иллюстрировании главной книги края – эпоса «Калевала», и  работы эти были талантливы и значительны. Вот эту традицию приезжая молодая художница буквально взорвала!

Такой «Калевалы»  еще никто не знал: работы были не только талантливые, но и новые, свежие. И при этом Тамара Юфа создала не сказочный, но реальный мир, это были работы не «по мотивам «Калевалы», как сейчас модно, это был настоящий  эпос : «мощный и загадочный мир преданий, но наполненный живым чувством любви и сострадания к героям произведения», пишет куратор выставки, искусствовед Анита Дункерс.

Тамара Юфа. Калевальцы едут за Сампо. 1962 год
Тамара Юфа. Мать Айно. 1963 год
Тамара Юфа. Лемминкяйнен в Похъеле. 1963 год

Пожалуй, любимой героиней «Калевалы»  стала для Тамары Григорьевны Айно, она несколько раз в своем творчестве обращается к ее образу. И этот образ прекрасен – той самой красотой, о которой писал замечательный поэт Николай Заболоцкий: «……что есть красота / И почему ее обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?».

Тамара Юфа. Айно. 1963 год
Тамара Юфа. Айно и девы озера. 1970 год

Кстати, в этом году у Тамары Юфа еще один юбилей: в 1967 году, полвека назад, в издательстве «Карелия» вышло  первое издание «Калевалы» с ее иллюстрациями.

В фондах Музея изобразительных искусств  хранится значительная коллекция произведений Тамары Юфа – более 240 работ: станковая живопись, графика,  книжная иллюстрация, эскизы  декораций к спектаклям петрозаводских театров, эскизы  костюмов для участников национальных коллективов. Сегодня не только историю «Калевалы» — а художница обращалась  и к русскому эпосу, — но и историю живописи Карелии нельзя представить без творчества Тамары Григорьевны Юфа. Специалисты называют ее работы золотым фондом изобразительного искусства Карелии, и открывшаяся в музее выставка – подтверждение тому. Художница  стала своеобразным брендом республики, для многих Карелия – это край, где живет и создает свои работы Тамара Юфа.

Екатерина Пехова. Портрет Тамары Юфа
Валентин Чекмасов. Портрет Тамары Юфа
Ирина Ларионова. Фотопортрет Тамары Юфа

Хотя многие из работ Тамары Григорьевны, представленные в экспозиции, сегодня хорошо известны,  выставка предоставляет возможность каждому сделать свое открытие в мире, созданном творчеством замечательной и не похожей ни на кого другого художницы, — мира гармонии и красоты. Красоты, которая подобна огню, сверкающему в сосуде.

На вернисаже

Фото автора и Музея изобразительных искусств РК

 

Exit mobile version