Наш Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI продолжается. Яна Жемойтелите пишет о романах популярного норвежского писателя Эрланда Лу «Допплер» и «Грузовики Вольво».
«Допплер» (2004)
Роман «Допплер» написан от лица персонажа, наивного до олигофрении. Впрочем, начинается роман столь гнусным образом, что хочется зашвырнуть книгу в угол. Допплер, мужчина средних лет, возненавидев человечество и собственную семью, решает уединиться в лесу и, проголодавшись, убивает лосиху. Маленький лосенок остается один и привязывается к Допплеру. Поначалу животное смущает героя, но потом он проникается к нему симпатией.
В общем, это роман об усталости от цивилизации и желании обрести что-то подлинное, потому что отчуждение внутри человеческого общества достигло предела. Допплер по сути ничего не знает даже о своем отце, который недавно скончался. И вот, перебирая архив покойного, сын обнаруживает интересные детали.
«Я взялся разбирать стопку фотографий и бумаг, отданных мне мамой после смерти отца. Это были квитанции, записи и масса фотографий, представьте себе, туалетов. Я позвонил маме, и она объяснила, что отец скрупулезно фотографировал все туалеты, которыми воспользовался в последние годы жизни». Зачем – так и остается загадкой, и все же Допплер теперь может вынести хоть какое-то суждение о своем отце: «Мой отец – фотограф туалетов». Очевидно, большинство жителей современной Европы и этого не могут сказать о своих родителях, поскольку все большее количество людей занято вообще неизвестно чем.
В некоторый момент в романе пробиваются социалистические нотки: «Разве может воздух, которым дышим, или деревья в лесу кому-то принадлежать? А вода в ручье? А пение птиц?»… К Допплеру присоединяется его малолетний сын Грегус, через некоторое время образ жизни Допплера вдохновляет еще несколько человек, и они обустраиваются в окрестностях. Однако даже небольшая компания людей всегда все портит, и Допплер решает углубиться подальше в лес, где еще не ступала нога двуногих существ. Лось, естественно, следует за ним.
«Грузовики Вольво» (2005)
«Грузовики Вольво» продолжают приключения Допплера, правда, теперь его образ дан глазами других персонажей, которые встречаются на его пути. Например, это старуха Май Бритт, ей далеко за девяносто, передвигается она исключительно с помощью бамбуковых палок, но при этом курит марихуану и еще надеется на сексуальные приключения. Вдобавок ей нужно прикупить сканер и камеру с мегапикселями, дополнительный жесткий диск и прочие причиндалы, необходимые шведской старухе.
Да, Допплер с компанией уже добрались до Швеции. И вот, пока странники спят, старуха размещает в Интернете объявление, что желающие могут поучаствовать в фотосафари на лося. Ведь ей нужны деньги. За день на ее хуторе успевают побывать японцы, голландцы, итальянцы, поляки и немцы…
Еще один персонаж романа – фон Боринг. Он любит птиц настолько, что даже перешел на их диету: семечки, орехи и прочее, вдобавок он еще и скаут с раннего детства. Попав в лапы Боринга, Допплер подвергается процедуре обращения в скауты, меж тем как и сын, и лось покидают его, поскольку у старухи он успел пристраститься к марихуане. Далее следует погоня на грузовиках за амурским соколом, редким в тамошних краях, а затем арест Допплера. В крови у него находят наркотик. Допплер попадет за решетку, но появляется Бонго и спасает его. И Допплер на спине своего лося уносится в манящую даль.
Каков смысл этого рассказа? Один критик считает, что «Лу написал роман о потере гармонии». Весьма вероятно.
Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI по 30 января 2018 года проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей» .
Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.
Условия здесь