Интернет-журнал «Лицей»

Ирина Смирнова: «Я танцую, когда играю…»

Ирина Смирнова. Фото Ирины Ларионовой
Ирина Смирнова. Фото Ирины Ларионовой

Интервью с известным музыкантом  о смысле импровизации, спектакле «Привокзальная сказка» и танцевальных проектах.

 

«Ни одна импровизация не дается мне так хорошо как та, которую я готовил три дня» (Марк Твен). Интервью – это  тоже своего рода подготовленная импровизация. Поэтому к  встрече  с Ириной Смирновой, преподавателем консерватории им. А.К.Глазунова, музыковедом, пианисткой и импровизатором, я готовилась тщательно – слушала её музыку, собирала информацию. Побывала на концерте творческой лаборатории «Обретение единства», в котором Ирина художественный лидер. Но уже первый ответ музыковеда мою импровизацию увёл в неожиданное русло…


Проект «Интернациональная лаборатория «Обретение единства», за роялем Ирина Смирнова. ФотоАлины Картынен

 

Вас называют и композитором, и импровизатором. Кем считаете себя вы сами?

Музыкантом, который может выразить своё настроение на фортепиано.

 

Это ваш любимый инструмент?

Да, и ещё голос.

 

Откуда такая любовь к фортепиано?

Из детства. С помощью фортепиано  можно создать особое пространство и в нём быть. Фортепиано невозможно бросить, оставить или забыть.

 

А голос?

Это совершенный инструмент, в котором отсутствует момент отчуждения. Голос это связь с небом.

 

В консерватории вы ведете предмет «импровизация». А всех ли можно научить выражать свое настроение через музыку?

Можно научить абсолютно всех!

Что дает человеку такое умение?

Возможность научиться выигрывать в самых разных ситуациях, порой не связанных с музыкой. Импровизация это в первую очередь тренировка психологического состояния. Надо уметь принять решение, какую клавишу или аккорд нажать в доли секунды. Импровизация учит существовать в реальном времени всё как в жизни.

Зрители смотрели спектакль «Привокзальная сказка» со слезами на глазах. Как создавалась музыка?

Все темы и музыка спектакля это озвученное внутреннее состояние детства,  моего детства и детства моего сына.

В записи принимали участие и дети…

Я много лет занимаюсь свободным музицированием в четыре руки с детьми и взрослыми. Возникает очень тонкая связь между теми, кто играет вместе. Результаты иногда очень интересные. Данил Жомов и Полина Сухаревская сыграли своё детство безупречно.

 

Какие требования к музыке выдвигал режиссер-постановщик Олег Липовецкий ?

Музыка не должна была производить впечатление профессионально безупречно сделанной музыки. Она должна была быть такой же, как и рисунки детей немного неловкой и неровной. Олег просил меня написать музыку трёх состояний детства, одиночества и дороги.

 

С ним было легко работать?

Да. Мы встречались, я показывала  новые записи, и Олег  копировал то, что ему нравилось. В последнюю встречу из четырёх номеров Олег взял три и сказал мне, что это уже рекорд и между нами возникло полное взаимопонимание.

Вы имели дело и с танцевальной импровизацией тоже…

Да, я много лет была пианисткой  в Национальном балете Финляндии и научилась чувствовать дыхание тела. Наверное, на подсознательном уровне я сама танцую, когда играю. Интересным был импровизационный проект «Река времени» с Володей Варнавой и балетный проект «Дыхание» с Наталией Ивановой.

Как произошло, что проект «Дыхание» был поставлен не у нас, а в Дели?

Хореограф Наталия Иванова работает и в России, и в Индии. Она прослушала мои записи с классическими индийскими музыкантами и  сразу захотела сама танцевать под эту музыку, а позже использовала самый удачный трек в своём балете как импульс и завершение.

 

С кем вам легче импровизировать с нашими или с зарубежными музыкантами?

С зарубежными. У них выше уровень внутренней свободы.

Современное искусство иногда напоминает мне кривое зеркало – возникает ощущение, что оно отражает не самого человека и не то лучшее, что есть в человеке, а скорее  проблемы личности – внутренние и  внешние. Это искусство как минимум депрессивно. Конечно, не всегда так, но довольно часто. Музыка Ирины Смирновой, быть может, интересна именно потому, что это зеркало настоящее – в нём отражается сам автор – искренний и не претенциозный, способный раскрыть в звуках состояние любви и вдохновения.

 Видеозаписи с Ириной Смирновой:

«Дыхание». Хореография — Н.Иванова

http://www.youtube.com/watch?v=Ba3OKiwL9WU

«Обретение единства»

http://www.youtube.com/watch?v=FanlUGSAb90&feature=youtu.be

http://www.youtube.com/watch?v=NhUgz2vgzqs&feature=youtu.be

http://www.youtube.com/watch?v=jHObuZmGgPY&feature=youtu.be

http://www.youtube.com/watch?v=t8Xj2mH8Bq8&feature=youtu.be

Exit mobile version