О творческой встрече My endless dreams («Мои бесконечные мечты») с музыкантом-импровизатором Ириной Смирновой в Городском выставочном зале
Надо сразу сказать, что эта публикация от человека, не очень понимающего импровизацию вообще и, в частности, джаз как ее ярчайшее проявление.
Не понимающего до встречи с Ириной Смирновой, пианисткой, преподавателем Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, автором инновационной методики обучения искусству импровизации. Встреча с ней состоялась в Городском выставочном зале.
Ирина начала с музыки у воды «В брызгах йойги» и подсказала нашему воображению картинку с карельскими девушками (может быть, просто жителями, но я увидела девушек), которые общаются звонкими голосами с подругами через озеро.
Следующая импровизация покорила наши сердца с первых звуков. К роялю вышла красивая китаянка Пэн Иньлай, выпускница Петрозаводской консерватории.
Под аккомпанемент Ирины девушка исполнила стихи современного китайского поэта Сюй Чтимуо и китайскую народную песню «Жасмин», которая считается духовным гимном Китая. Голос Пэн Иньлай звучал настолько искренне, хрустально, что зрители попросили ее спеть на бис. Зазвучала тибетская песня «На восточных горах».
Вечер продолжился воздушными умиротворяющими импровизациями Ирины — «Колыбельная» и «На седьмую прелюдию Шопена».
Надо сказать, что фоном для встречи стала выставка художников Артёма Стародубцева и Сергея Терентьева. И это превратилось в еще одну спонтанную импровизацию — музыка как иллюстрация буквально наполненных весной картин Артёма Стародубцева и сценических образов Сергея Терентьева.
Дальше мы слушали стихи Юрия Левитанского в прекрасном исполнении актрисы Лидии Побединской. Импровизация про импровизацию. Помните «Жизнь моя кинематограф. Черно-белое кино»?
Кем написан был сценарий? Что за странный фантазер?
Это равный гениальный и безумный режиссер?
Как свободно он монтирует различные куски
Ликованья и отчаянья, веселья и тоски!
И еще один номер-фантазия — стихотворение Левитанского в исполнении Лидии и Ирины — «Я люблю эти дни» — растрогал зрителей до слез.
Ирина Смирнова говорит: вся наша жизнь, каждый день с утра до вечера — это импровизация. И все мы – импровизаторы. И предлагает тут же убедиться в этом, приглашая к роялю. Как жаль, что я испугалась, не решилась подойти! Страх не справиться, ошибиться блокирует творчество людей. Особенно это актуально по отношению к детям. Нужно дать им уверенность в том, что всё, что они делают, прекрасно.
Те зрители, что решились сыграть вместе с Ириной, были в полном восторге, исполняя музыку падающего снега и регтайм для лягушек.
А еще мы смотрели видео с участием Ирины, в том числе норвежско-русского перформанса «Река времени», музыку к которому писали вместе Ирина Смирнова и Рагнар Меделл. Танец великолепного Владимира Варнавы под музыку Ирины Смирновой «Колыбельная для влюбленных» — потрясающее, до мурашек по коже, зрелище.
Вечер, наполненный позитивными эмоциями и замечательной музыкой, закончился, в одночасье превратив меня в поклонника жанра импровизации. Потому что это отличный ответ излишнему консерватизму, унынию, зашоренности, приземленности и обыденности, что мешают нам быть свободными, бесстрашными и бесконечно мечтательными. My endless dreams — «Мои бесконечные мечты». Именно так Ирина Смирнова назвала свой проект.
Фото Ирины Ларионовой