Интервью с известным музыкантом о смысле импровизации, спектакле «Привокзальная сказка» и танцевальных проектах.
«Ни одна импровизация не дается мне так хорошо как та, которую я готовил три дня» (Марк Твен). Интервью – это тоже своего рода подготовленная импровизация. Поэтому к встрече с Ириной Смирновой, преподавателем консерватории им. А.К.Глазунова, музыковедом, пианисткой и импровизатором, я готовилась тщательно – слушала её музыку, собирала информацию. Побывала на концерте творческой лаборатории «Обретение единства», в котором Ирина художественный лидер. Но уже первый ответ музыковеда мою импровизацию увёл в неожиданное русло…
Проект «Интернациональная лаборатория «Обретение единства», за роялем Ирина Смирнова. ФотоАлины Картынен
– Вас называют и композитором, и импровизатором. Кем считаете себя вы сами?
– Музыкантом, который может выразить своё настроение на фортепиано.
– Это ваш любимый инструмент?
– Да, и ещё голос.
– Откуда такая любовь к фортепиано?
– Из детства. С помощью фортепиано можно создать особое пространство и в нём быть. Фортепиано невозможно бросить, оставить или забыть.
– А голос?
– Это совершенный инструмент, в котором отсутствует момент отчуждения. Голос – это связь с небом.
– В консерватории вы ведете предмет «импровизация». А всех ли можно научить выражать свое настроение через музыку?
– Можно научить абсолютно всех!
– Что дает человеку такое умение?
– Возможность научиться выигрывать в самых разных ситуациях, порой не связанных с музыкой. Импровизация – это в первую очередь тренировка психологического состояния. Надо уметь принять решение, какую клавишу или аккорд нажать в доли секунды. Импровизация учит существовать в реальном времени – всё как в жизни.
– Зрители смотрели спектакль «Привокзальная сказка» со слезами на глазах. Как создавалась музыка?
– Все темы и музыка спектакля – это озвученное внутреннее состояние детства, моего детства и детства моего сына.
– В записи принимали участие и дети…
– Я много лет занимаюсь свободным музицированием в четыре руки с детьми и взрослыми. Возникает очень тонкая связь между теми, кто играет вместе. Результаты иногда очень интересные. Данил Жомов и Полина Сухаревская сыграли своё детство безупречно.
– Какие требования к музыке выдвигал режиссер-постановщик Олег Липовецкий ?
– Музыка не должна была производить впечатление профессионально безупречно сделанной музыки. Она должна была быть такой же, как и рисунки детей – немного неловкой и неровной. Олег просил меня написать музыку трёх состояний – детства, одиночества и дороги.
– С ним было легко работать?
– Да. Мы встречались, я показывала новые записи, и Олег копировал то, что ему нравилось. В последнюю встречу из четырёх номеров Олег взял три и сказал мне, что это уже рекорд и между нами возникло полное взаимопонимание.
– Вы имели дело и с танцевальной импровизацией тоже…
– Да, я много лет была пианисткой в Национальном балете Финляндии и научилась чувствовать дыхание тела. Наверное, на подсознательном уровне я сама танцую, когда играю. Интересным был импровизационный проект «Река времени» с Володей Варнавой и балетный проект «Дыхание» с Наталией Ивановой.
– Как произошло, что проект «Дыхание» был поставлен не у нас, а в Дели?
– Хореограф Наталия Иванова работает и в России, и в Индии. Она прослушала мои записи с классическими индийскими музыкантами и сразу захотела сама танцевать под эту музыку, а позже использовала самый удачный трек в своём балете как импульс и завершение.
– С кем вам легче импровизировать – с нашими или с зарубежными музыкантами?
С зарубежными. У них выше уровень внутренней свободы.
Современное искусство иногда напоминает мне кривое зеркало – возникает ощущение, что оно отражает не самого человека и не то лучшее, что есть в человеке, а скорее проблемы личности – внутренние и внешние. Это искусство как минимум депрессивно. Конечно, не всегда так, но довольно часто. Музыка Ирины Смирновой, быть может, интересна именно потому, что это зеркало настоящее – в нём отражается сам автор – искренний и не претенциозный, способный раскрыть в звуках состояние любви и вдохновения.
Видеозаписи с Ириной Смирновой:
«Дыхание». Хореография — Н.Иванова
http://www.youtube.com/watch?v=Ba3OKiwL9WU
«Обретение единства»
http://www.youtube.com/watch?v=FanlUGSAb90&feature=youtu.be
http://www.youtube.com/watch?v=NhUgz2vgzqs&feature=youtu.be
http://www.youtube.com/watch?v=jHObuZmGgPY&feature=youtu.be
http://www.youtube.com/watch?v=t8Xj2mH8Bq8&feature=youtu.be