«Новый завет» в иллюстрациях Мюда Мечева. Впечатления о новой книге мастера книжной графики.
Среди событий минувшего года было одно, к которому стоит вернуться в 2014-м. Дело в том, что в этом году исполняется 85 лет мастеру книжной графики Мюду Мариевичу Мечеву. В сентябре 2013 года в Национальном музее Карелии прошла презентация книги «Новый завет. Деяния Апостолов. Послание Апостолов. Апокалипсис», подготовленной к печати петрозаводским издательством «Острова».
Информация о презентации была во многих средствах информации наряду с другими событиями культурной и общественной жизни. Но мне кажется, что в данном случае этого недостаточно, что необходимо вернуться и более обстоятельно рассказать о книге. Ибо в новейшие времена эта работа беспрецедентна – работа художника в первую очередь, и работа издателей.
Книг, связанных с жизнью Христа, его учеников, святых издается сейчас много, они доступны всем желающим. Эта же книга уникальна в своем роде, изначально доступна немногим, ибо ее тираж всего 400 экземпляров.
Перед нами настоящее произведение книжного искусства, созданное не только художником, иллюстрировавшим книгу, но и дизайнерами и полиграфистами. В ней, параллельно тексту, даны более 250 графических иллюстраций, выбранных из нескольких сотен рисунков, созданных художником Мюдом Мариевичем Мечевым, жизнь и творчество которого тесно связаны с нашей республикой. Напомню, что в свое время в издательстве «Карелия» выходили книги с его иллюстрациями: «Калевала» (1975) и «Повесть временных лет» (1991), ставшие классикой книжного искусства России.
Мало того, в издательстве «Острова» в 2008 году вышло Евангелие с иллюстрациями Мюда Мечева, примерно такого же объема, формата и стиля оформления, как и «Новый завет. Деяния Апостолов. Послание Апостолов. Апокалипсис». То есть книга, продолжая новозаветную тему, одновременно и завершает ее, подводя итоги титанической работы художника, длившейся около двадцати лет по созданию эпического графического полотна, иллюстрирующего священные христианские тексты. Кстати, за иллюстрации к Евангелию художник был удостоен высшей награды Российской академии художеств − золотой медали.
Подходя к новозаветной теме, Мечев, как и в прежних своих книгах, остался верен себе, провел огромную предварительную работу по изучению жизни еврейского народа, его быта, одежды, обрядов, природы Палестины того времени, а также того, что сделали художники-предшественники, особенно по центральной фигуре − Христу.
Вот что говорит он сам: «Франция дала мне те знания, те впечатления, без которых художник не может совершенствоваться. Благодаря им я смог решить творческие задачи, связанные с моей подготовительной работой над иллюстрированием Евангелия. Средневековая деревянная скульптура в соборах Франции, книжная миниатюра, витражи, антика во французских музеях…». И не только французских, разумеется. Мюд Мариевич побывал со своей супругой и помощницей во всех делах Ольгой Хлопиной не только в Израиле, но и во многих европейских странах.
Не так просто, имея перед глазами труд многих поколений художников − живописцев, скульпторов, графиков, в том числе немца Альбрехта Дюрера (1471 – 1528) прославившегося еще при жизни серией гравюр на дереве «Апокалипсис» и первым выведшим иллюстрации в священных книгах со второстепенной роли на первую, и француза Гюстава Доре (1832 – 1883), создавшего сотни гравюр на дереве как к Старому, так и Новому заветам.
Графический язык Дюрера и Доре соответствовал своему времени, Мюд Мариевич нашел свой особый стиль рисунков − в меру реалистический, достаточно экспрессивный и, в то же время, утонченный, с бесконечной игрой ломаных линий рисунка и нервной штриховкой фонов.
Если каждая гравюра Дюрера («Четыре всадника Апокалипсиса», например) и Доре («Создание света») смотрятся и по отдельности, то есть как самодостаточные произведения графики, то у Мечева рисунки взаимосвязаны, дополняют друг друга. По мере перелистывания страниц создается впечатление движения (путешествия), когда предыдущая иллюстрация переходит в следующую, а текст между ними смотрится как связка, формально графическая и смысловая.
Этому способствуют и ритмичное чередование черных плашек, мелкие иллюстрации, шрифты заголовков, буквицы – то есть всё то, что составляет искусство книжного оформления. В то же время в каждом отдельном рисунке достаточно много внутренней динамики и порой не сразу воспринимается сюжет. Знакомство с книгой требует внимания и несуетности и, разумеется, знания текста. Иллюстрации этому во многом и способствуют.
Думается, об этом говорит и сам художник, работа над новозаветными иллюстрациями не случайна в его биографии. С одной стороны, это замечательная современная графика, с другой же − некое послание художника-философа, гуманиста современникам и потомкам, которое созвучно словам из первой главы Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Вот что пишет по этому поводу московский искусствовед Ольга Костина: «…даже первое прикосновение к этим работам убеждает в том, что свет − его движение, столкновение лучей, его истинное торжество в «Деяниях Апостолов», знаменующих победу христианства, а также в сражении с мраком в «Апокалипсисе» − становится главным действующим лицом обеих циклов».
У каждого большого художника свои внутренние мотивы творчества, они работают особо, не глядя, какое столетье на дворе, им не нужно назначение очередного года годом культуры. У них таковым является каждый день, каждый час, ибо их миссия противостоять своим творчеством бескультурью, невежеству, тьме во всех ее проявлениях, причем как отдельного человека, так и государственных институтов.
У каждого народа такие люди есть. Да не будет это высоко сказано, но в России одним из таких подвижников и является художник Мюд Мечев. Его человеческие качества, творчество, в частности, иллюстрации к книге «Новый завет. Деяния Апостолов. Послание Апостолов. Апокалипсис» − тому подтверждение.
Для тех, кто не знаком с биографией и творчеством Мюда Мечева, даем «Слово о художнике» из рецензируемой книги.
Народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств Карелии, Почетный гражданин Республики Карелия, Почетный иностранный член Общества «Калевала» (Финляндия).
Автор 100 персональных выставок в России, Финляндии, Чехии, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии, Новой Зеландии.
Награжден Правительством Финляндии большой серебряной медалью Элиаса Леннрота за заслуги в изучении и иллюстрировании «Калевалы», орденом Белой розы Финляндии I степени.
Его святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил художника серебряной медалью Понтификата за гуманизм и достижения в искусстве.
Работы Мюда Мечева находятся в Государственной Третьяковской галерее, РОСИЗО, в собрании Института русского реалистического искусства, Музее изобразительных искусств Карелии, Государственном Кремлевском Дворце, Российском Фонде культуры, в музеях России и стран ближнего зарубежья, в собрании Библиотеки национального Конгресса США, Собрании Ватикана, фонде Ээро Рантанен, собрании Финского Национального Банка, в частных коллекциях в России и за рубежом.
Работа над иллюстрациями к Новому Завету — Евангелию, Деяниям Апостолов, Посланиям Апостолов, Апокалипсису — продолжалась более 20 лет, с 1991 по 2011 г. Все эти годы рядом с художником была его жена и помощник Ольга Хлопина.
В декабре 2008 г. в издательстве «Острова» (г. Петрозаводск) вышло Евангелие с иллюстрациями Мюда Мечева. На презентациях, которые прошли в Москве, в пресс-центре ИД «Аргументы и факты», и в Петрозаводске, в Музее изобразительных искусств, а также в Национальной библиотеке Карелии, отмечалось, что издание этой книги стало событием в истории книжной графики, в истории русской и мировой культуры.
За иллюстрации к Евангелию художник удостоен высшей награды Российской академии художеств — Золотой медали. Это издание признано Книгой 2008 года Республики Карелия. Книга с успехом демонстрировалась на международных выставках в Москве и за рубежом.