Интернет-журнал «Лицей»

Ушла из жизни Светлана Губина

Светлана Губина - Невеста в балете "Сампо"
Светлана Губина — Невеста в балете «Сампо»

Сегодня не стало одной из первых балерин Карельского балета. Светлана Губина умерла в Перми на 79-м году жизни.

Ее творческий путь на первый взгляд кажется прямым и безоблачным. Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Карелии, она долгие годы была прима-балериной Музыкального театра, куда ее приняли сразу после окончания Пермского хореографического училища в 1958 году на положении солистки. Вместе с ней это же училище окончил и Юрий Сидоров — народный артист КАССР, лауреат Государственной премии Карелии, партнер и спутник жизни Губиной, они были неразделимым целым.

Светлана Губина и Юрий Сидоров после выпуска из училища. 1958 год

Первой крупной партией в Музыкальном театре была Мария в «Бахчисарайском фонтане». По словам балерины, вспоминающей начало своей творческой жизни, эта первая ее серьезная работа была поверхностной и неглубокой, во-первых, от отсутствия опыта, во-вторых, артистку больше волновало выполнение технически сложных движений, нежели то, что за ними кроется. Весь образ строился, в основном, на эмоциях, не всегда точных, нужных, не хватало красок. Со временем пришло осознание творческого подхода к созданию образа, выработка системы работы над ролью. В одном из интервью Губина говорила: «Каждый жест, каждое движение балерины должны быть осмыслены ею, прочувствованы. Я должна всегда точно знать – что я выражаю танцем: гнев, страдание, любовь, отчаяние, нежность и стараться передать состояние, которое переживает героиня, зрителям. Отсюда естественно появляется и внешний рисунок роли, и пластика».

Невеста в «Сампо» была одной из лучших сценических партий Светланы. Этот образ И. Смирнов создавал, ориентируясь на индивидуальность балерины, ее технику и способность впитывать и пропускать через себя все пластические идеи, предлагаемые постановщиком. Целомудрие и чистота свадебного карельского обряда, недосказанность и скромность в отношениях жениха и невесты, все это ясно прочитывалось в дуэте Илмаринена – В. Мельникова и Невесты – С. Губиной. Эпическая фигура героя Мельникова становилась еще более грандиозной рядом с маленькой, хрупкой Губиной. Их дуэт был филигранно отточен и чист. В прессе того времен отмечалось, что мягкая и скромная поэзия северных лесов лучше всего воплотилась в образе Невесты, созданном С.Губиной. Это существо хрупкое, она похожа на изящную статуэтку из светлого фарфора. И сколько в ней достоинства и покоя, сколько неброской тихой гордости и сдержанного величия женщины.

Губина танцевала в этом балете и другую женскую партию – молодую Лоухи. Этот, совершенно непохожий на Невесту образ балерина создала, имея богатый сценический опыт, обладая высоким профессионализмом и собственной манерой исполнения. Образ коварной красавицы, воплощенной Губиной, поражал выразительностью и демонической силой.

В 1973 году И. Смирнов поставил второй национальный балет «Кижская легенда». К этому времени уже полностью состоялся дуэт Губина – Сидоров. Они могли решать самые сложные в актерском и техническом плане задачи, и Смирнов рассчитывал именно на это. Он создал спектакль на конкретных исполнителей — С. Губину и Ю. Сидорова. По словам танцовщиков, нет большего счастья для артиста, чем создать свой, никем до тебя не исполняемый образ, быть соавтором и единомышленником балетмейстера. И результат не обманул ожиданий: в репертуаре артистов «Кижская легенда» стала вершиной их творчества.

В этом балете проявились самые лучшие черты Светланы и Юрия как дуэта, в высшем понимании этого слова, когда любое движение одного тотчас находит отклик у другого, когда даже взгляд друг на друга является яркой художественной краской. Для них не было ничего невозможного, любое сложнейшее предложение балетмейстера, поддержка или техническая трудность, принималась ими безоговорочно, и они пытались делать даже невыполнимое. Из этих поисков и рождалось неповторимое, только им присущее искусство.

Рецензент Е. Луцкая писала о С. Губиной: «Олена проникновенно воплощена Светланой Губиной, она не робкая тень героя, не бессловесная его спутница. Балерине веришь даже в самых уязвимых, с точки зрения фабулы, эпизодах. С ней связан самый «волшебный» пласт спектакля: окруженная друзьями-птицами, которые гибнут, жертвуя ей свое оперенье, Олена обретает крылья, летит к возлюбленному, освобождает его, принимая смерть ради его жизни… Глубокое впечатление оставляет момент гибели Олены и ее внезапное превращение к прежнему человеческому облику».

О Светлане невозможно писать отдельно от Юрия, они станцевали в Карельском балете почти весь классический репертуар, начиная с «Лебединого озера» и заканчивая «Тщетной предосторожностью». Разные партии, разные характеры, но единственное было в них неизменно – профессионализм. Постоянное самосовершенствование, профессиональное и духовное.

Из классики несомненным коньком для Губиной и Сидорова был «Дон Кихот». Очень танцевальный первый акт и технически сложный последний, давали возможность показать все, на что они были способны.

В те времена театр много гастролировал. Когда они выступали в 1962 году в Мурманске, на балет пришли иностранные журналисты. По словам старейшего деятеля культуры Карелии С.В. Колосенка, они были поражены и восхищены исполнением наших артистов. «Несмотря на то, что вы северяне, вы так темпераментно танцевали, что нам казалось, что мы находимся в Испании. Особенно очарованы вашей Китри – Губиной. Мы ее поздравляем с успехом и желаем ей всего хорошего, а вашему балету желаем расцветать и совершенствоваться».

В каждом спектакле артисты дополняли друг друга, оставаясь каждый самим собой, со своим сценическим почерком, своей манерой исполнения. Они работали над каждым жестом, переходом, над главной и незначительной поддержкой, их дуэт отличала безупречная чистота линии и формы. Но, конечно же, были и травмы, и времена простоя, когда не ставилось ни одного балета. Эти артисты, с их работоспособностью, талантом могли бы сделать намного больше того, что сделали, но, к сожалению, судьба любого артиста зависит не от одного его желания работать и творчески состояться.

Послужной список партий, исполненных Губиной и Сидоровым, достаточно велик. В их репертуаре главные партии почти во всех балетах русского классического наследия: «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». «Жизель» и «Дон Кихот», «Корсар» и «Баядерка». Балеты, поставленные современными балетмейстерами: «Тщетная предосторожность» — (Лиза, Колен), «Тропою грома» – (Сари, Ленни), «Маскарад» — (Нина, Звездич), «Снежная королева» — (Герда, Кай), «Перекресток» (Офелия, Гамлет — «Гамлет», Девушка, Юноша — «Спираль»), «Сильнее любви» (Надежда, Андрей). Партии в балетах национального репертуара: «Сампо» — Невеста, Лоухи, Лемминкяйнен, «Кижская легенда» — Олена, Нестор.

В балете «Кижская легенда»

Жизнь человеческая измеряется его делами, а в балетном искусстве Карелии Светлана Губина и Юрий Сидоров заложили фундамент, на котором и строится современный Карельский балет. С полной уверенностью можно сказать: «Они были первыми».

От имени всех любителей балета выражаем искренние и глубокие соболезнования родным и близким Светланы Ивановны Губиной-Сидоровой. 

Exit mobile version