16 июля ушел из жизни композитор Эдуард Патлаенко — крупный, оригинально мыслящий художник со своим неповторимым видением мира, автор множества интереснейших творений в разных жанрах.
В карельской профессиональной музыке он занял особое место, став по существу реформатором, глашатаем новых идей. Уже его первое произведение, созданное на карельской земле, — Симфония-кантата «Кантелетар» убедительно показала, что в карельское искусство пришел музыкант, смело дерзнувший поколебать привычные устои сложившихся традиций. Он не пытался доказать, что предшествующий этап национальной музыки отжил свой век, а просто показал, что на понятие национального возможен иной взгляд, что бесценный клад карельского фольклора не должен быть неприкасаемым, что подход к нему можно и нужно обновлять и развивать с помощью новых средств. Это он и делал на протяжении своей жизни, несмотря на все идеологические сложности нашей действительности.
Родился Эдуард Николаевич на станции Котельниково Сталинградской области в 1936 году, но вскоре семья перебралась в Ставрополь, где и прошли его детство и отрочество. Отец был по профессии связистом, но природа одарила его литературными способностями, что позволило ему сотрудничать в районной газете. Он даже начал писать роман под названием «Великий перелом», но завершить не успел. Уходя на фронт, вручил жене рукопись, а в последнем письме с фронта напомнил: «Рукопись романа не потеряй, сохрани, сын вырастет, – допишет». Но не смогла жена исполнить завет, роман потерялся.
Однако природа передала сыну толику литературного призвания, которое в итоге нашло свой выход. Мать была человеком музыкально одаренным, но без специальных знаний. Этого оказалось достаточно, чтобы со временем мальчик почувствовал «знак власти музыкальных откровений» (строка из поэтического цикла Патлаенко «Круг венчальный»). Так определился главный смысл всей жизни.
Образовываться музыкально он начал, лишь поступив в Ставропольское музыкальное училище по классу гобоя. Там же появилось желание сочинять музыку. Но если в овладении гобоем он имел наставника, то по композиции все развивалось стихийно и, видимо, в это время он еще не догадывался, что и для овладения этим мастерством необходим руководитель.
Окончив училище, юноша из провинции, пока еще мало знающий и понимающий в профессии музыканта, ринулся поступать в Ленинградскую консерваторию сразу на два факультета. Юношеские амбиции будоражили душу. Отрезвление пришло с первой же попытки: не набрал необходимых баллов ни по одному профилю, вернулся домой ни с чем. Помогло счастливое участие в его судьбе секретаря приемной комиссии консерватории, которая включила его в дополнительный набор.
Главное произошло: он стал студентом первой российской консерватории и понял, что теперь спасти его может только поистине каторжная работа, ведь его окружала талантливая молодежь со столичным средним образованием, а в общежитии он жил в одной комнате с будущим великим дирижером Юрием Темиркановым. Ближайшими друзьями стали будущие замечательные композиторы Борис Тищенко и Валерий Гаврилин. Он невольно вступил в атмосферу состязательности и в итоге по творческим достижениям вышел на тот же уровень, что и когорта молодых новаторов, смело заявивших о себе в оттепельные 60-е годы.
По окончании вуза из предложенных мест работы (а тогда необходимо было ехать по распределению) Патлаенко выбрал Петрозаводск. Так в 1963 году он оказался в Карелии, где и раскрылся его художественный потенциал.
Представители Союза композиторов республики встретили его радушно, но с созданием первого же произведения насторожились. Для них это было нечто новое и не совсем понятное. Однако не признать, что явился человек по-своему талантливый, было невозможно. Его приняли в творческое сообщество, и высшая композиторская инстанция – Союз композиторов России – его утвердила.
В последующих событиях, когда в Петрозаводске проходили творческие пленумы, на которые приезжали именитые мастера из Ленинграда и Москвы, во многих отзывах на исполненные произведения Патлаенко неизменно звучали слова одобрения и высокой оценки: «очень интересный композитор» (В.Г. Фере), «талантливый композитор» (Андрей Петров), «незаурядное дарование» (В.П. Соловьев-Седой), «художник с большими перспективами, яркой индивидуальностью» (С.А. Баласанян).
Творческая фантазия композитора подсказывала ему нетривиальные выходы и необычные решения, что как правило отражалось уже в названии сочинений: «Геометрические вариации» для арфы, «Auletica»: Полифонические игры для гобоя соло, «Трактат» для большого симфонического оркестра, «Книгопев» — инструментальный цикл для валторны, английского рожка и фортепиано и многое-многое еще.
Жанровый разброс его наследия поражает своим многообразием: это вокальные и инструментальные камерные циклы, симфонии, вокально-симфонические композиции, пьесы для детей с методической направленностью, музыка для театральных постановок, балет. Разумеется, дело не просто в названиях, в стилистике его произведений, музыкальном языке пытливый исследователь каждый раз находит что-то новое, неожиданное, что для непосвященного в тайны музыкального мышления может и не открыться. Вот почему произведения композитора не всегда принимались сразу даже профессионалами, в эту музыку надо вслушиваться, тогда она раскрывает свои секреты.
С детства Эдуард Патлаенко приобщился к книгам. Поначалу именно книга стала для него окном в мир, но поскольку с ней он не расставался никогда, постепенно почувствовал вкус к слову, проникся красотой вербального языка и в итоге начал сам создавать литературные тексты, преимущественно стихотворные. Его поэтическое наследие весьма солидно и, как и музыка, своеобразно.
Неизбежно в его творчестве наступил момент, когда слово и музыка соединились в неразрывном союзе. И в этом единении он шел непроторенной дорогой: практически не касался песни, предпочитал романс или более сложные вокально-инструментальные жанры, нередко используя прозу в качестве основы композиции.
Высшим достижением в этом плане можно считать Ораториальную симфонию «Русия и меч» для хора, солистов из хора, чтеца (летописца) и оркестра (опять же необычное жанровое определение). Либретто для композиции Патлаенко создавал сам, опираясь на летописные источники. Центральная персона замысла – Грозный царь Иван IV. Автором проделана огромная кропотливая работа по собиранию материалов и выстраиванию формы замысла. Он трактовал царя по-своему, в его понимании Грозный был для своего народа в большей мере преступником, чем мудрым правителем и созидателем. Завершил это грандиозное произведение композитор в 1978 году. Нечто подобное в трактовке эпохи и самого царя через несколько десятилетий мы увидели в фильме Павла Лунгина «Царь». Подобные сближения, конечно же, не случайны.
История всегда волновала композитора. И не только наша, отечественная, но и история человечества, в частности очень показательны две симфонии, — Третья и Четвертая, обе связаны со Второй мировой войной. Но они очень разные. Еще до ораториальной симфонии им была написана Третья (1967), образный мир которой порожден антифашистской драмой чешского классика Карела Чапека «Белая болезнь», к постановке которой в Национальном театре Патлаенко написал музыку. А потом, в 1983 году, появилась его последняя, Четвертая симфония, родившаяся как отголосок пережитого и позже осознанного в годы Великой Отечественной войны, с которой не вернулся его отец. Содержание произведения автор уточняет посвящением: «Светлой памяти моего отца, погибшего в 1941 году под Москвой». И в отличие от предыдущих партитур в ней очень сильно личностное, лирическое начало, окрашивающее все произведение в особые тона.
Судьбы народов, нашедшие отражение в эпических памятниках, желание понять мотивы поступков отдельных людей, — во всем этом композитор жил постоянно, пытаясь охватить многообразие и сложность сущего мира, проникнуть в его тайны. Ему было интересно все, что происходило когда-то и происходит в данный момент. Он прочно стоял на земле и в то же время был убежден, что земная жизнь имеет свое продолжение в высотах мироздания, ему ничто не было чуждо. Изучив особенности всех основных религиозных конфессий, он утвердился в итоге в православии и принял крещение.
Музыка композитора вызывала немалый интерес и вошла в пространство интернета уже при его жизни. Значит, она будет жить и дальше, заняв свое место в мировом музыкальном пространстве, и к ней будут возвращаться те, кого интересует личность и творчество композитора. Светлая ему память!