Сможет ли Кончезеро составить конкуренцию в туристической привлекательности Руаскеале? Трудно сказать, для этого должен быть выполнен целый ряд условий. Но вот о том, что Кончезеро вполне заслуживает внимания, напоминает выставка «Кончезерский завод. Страницы истории», которая открылась в Национальном музее Карелии.
Впечатляет одно только перечисление исторических объектов тех мест. Открывает перечень сохранившаяся до наших дней историческая часть села Кончезеро, имеющая масштаб и характер старинной заводской слободы.
Троицкая церковь находилась недалеко от строений завода. Она была построена горным ведомством в 1865 — 1866 годах специально для обслуживания заводского населения. Строительство осуществлялось на казенные средства при участии частных жертвователей. Интересно, что храм построен по образцу лондонской придворной часовни и по проекту того же архитектора. Еще эта церковь знаменита тем, что длительное время в ней хранилось свыше 10 икон, написанных Ильей Репиным, а также другими художниками-передвижниками — Иваном Крамским, Фирсом Журавлевым, Александром Морозовым. Но иконами они были только по сюжету и по местоназначению, а по существу представляли выполненные с большим мастерством картины.
Сейчас, как известно, церковь восстанавливается, в Национальном архиве Карелии сохранились ее чертежи и сведения о ее сооружении. Уже несколько лет идет сбор благотворительных средств. (См. публикацию в нашем журнале Елены Ициксон «Кончезерская церковь. Хроника строительства в письмах и документах«)
В селе сохранились остатки производственных корпусов, очень редкий памятник производственной архитектуры, жилые старинные постройки, в некоторых старинных домах до сих живут кончезерцы.
И, конечно же, как не вспомнить о первом российском курорте «Марциальные воды», расположенном неподалеку. На открытии выставки состоялась презентация книги научного сотрудника Национального музея Людмилы Иосифовны Капуста.
Кстати, именно на Кончезерском заводе в 20-х годах XVIII века работал молотовым работником тот самый Иван Рябоев, благодаря которому и появился первый русский курорт. И еще одна достопримечательность края – водопад Кивач.
Кончезерские заводы связаны с еще одним выдающимся человеком — лучшим металлургом Европы того времени Чарльзом (или Карлом) Гаскойном, который был в начале 1790-х годов управляющим завода и провел масштабную его реконструкцию. В это время, как пишут историки, «Кончезерский завод был, по-видимому, в расцвете своей мощности. Его ежегодная продукция доходила до 50 слишком тыс. пудов – цифра по тому времени большая. Значительная часть этой продукции падала на долю чугуна и военных припасов, т.е. снарядов – 37,5 тысяч пудов. Затем шли всевозможные сорта железа и домашние изделия: заступы, топоры, скребки, железные трубки, ломы и т.д. Около трех тысяч пудов производилось «кровельных досок» (кровельных листов?), завод имел четыре домны и три молота».
В селе не сохранился дом другого известного шотландца, но местные жители сохранили память и о нем, и о том, где его дом «во вполне английском духе» приблизительно мог находиться. Речь идет еще об одном уроженце Шотландии Александре Адамовиче Смите. Когда в 1819 году Петрозаводск посетил царь Александр I, он лично наградил его. Считается, что до конца жизни Александр Адамович так и не покинул Кончезеро. Талантливый инженер, он превратил завод в настоящую экспериментальную площадку.
Кончезерский завод действовал 198 лет и имел высокое экономическое значение для местного населения. Назначение его продукции менялось в соответствии с запросами времени: от орудий для флота до архитектурных элементов для строительства зданий в Санкт-Петербурге. Образцы продукции завода сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции Национального музея Карелии.
Так что справедливо будет сказать, что Кончезерский завод, как и само Кончезеро, – это памятник промышленной истории, памятник расцвета Олонецкой губернии, которая, как нам говорили еще в школе, считалась подстоличной Сибирью и краем непуганых птиц, то есть попросту захолустьем. И, наконец, Кончезерские заводы, как и Петровские, это памятник Петровской эпохе. Я нашла цифру, что в то время в Олонецкой губернии было около 20 заводов такого профиля. Насчитаем ли мы сегодня столько в Карелии, не знаю…
О поисковой работе кончезерских краеведов рассказала гостья вернисажа — Наталья Петровна Ефимова-Романова. Местные краеведы сумели на общественных началах создать своей краеведческий музей. Собирают они материалы для составления родословных мастеровых Кончезерского завода, правда, только с середины XIX века.
Впрочем, история завода и села достаточно хорошо изучены, сюда уже и сегодня возят туристов. Проблему Наталья Петровна Ефимова-Романова видит в том, что сам исторический памятник – остатки производственных корпусов – находится в частных руках и охраняется от… посетителей, в том числе и туристов.
Хотя при должной работе и заботе Кончезеро можно превратить в популярный объект для любителей познавательного, культурного туризма. Даже короткое перечисление исторических и природных достопримечательностей свидетельствует о богатстве этого края.
Петровское время – одно из интереснейших в русской истории, и Карелии есть о чем рассказать. Выставка, куратором которой является научный работник Национального музея Людмила Капуста, ученый, прекрасно знающий эту эпоху, свидетельствует: туристическая Карелия – это не только сауны, рыбалка, катание на лыжах, калитки, грибы и ягоды… Это — история. И еще какая! Так что судите сами, может ли Кончезеро соперничать с Рускеалой. Но в любом случае выиграет Карелия.