В деревне Куганаволок Пудожского района Карелии прошел 7-й международный литературный фестиваль «Петроглиф-2019». Своими впечатлениями о нем делится Вера Линькова.
Уже на 7-м международном литературном фестивале «Петроглиф» побывала и по-прежнему восхищаюсь! И самим фестивалем с его участниками, и необыкновенными уголками карельского края, куда привозят поэтов и прозаиков создатели фестиваля Елена и Владимир Софиенко.
На этот раз полсотни писателей из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья побывали в деревне Куганаволок Пудожского района Карелии. Впечатлений – бесконечность: и сама деревня вдоль берега озера с её первозданным спокойствием, пирс у озера, Судачий мыс, лодки у причала, исторический дом с резным балконом, часовня Петра и Павла в отдалении, Усадьба, музей лодки…
Люди умеют опоэтизировать свой край. Вот представитель национального парка «Водлозерский» Светлана Шарапенко, проводя экскурсию по Куганаволоку, рассказывает о целебных свойствах полевых цветов – тмина, иван-чая… И столько души, и столько тепла в её словах. Восхищаюсь и тем, как поэты умеют простотой слов внести в природу домов и улиц свой поэтический строй.
Поэзия Олега Мошникова из Петрозаводска удивительно созвучна любому просёлку, любой деревеньке карельского края. Впрочем, как и это стихотворение, присланное им на поэтический конкурс «Петроглифа». Его любимый просёлок Шокшинский можно заменить любым другим названием, а всё так же будет душевно, близко и понятно:
Просёлком Шокшинским пройтись,
Отрадой сердца поделиться…
Давая новым строчкам жизнь,
Примолкли слушатели-птицы.
Дорогу –
Запахам лесным!
И боль восторженного вдоха –
Зацеп ужалившей блесны,
Ожог прикосновенья Бога…
Вмещает сердце сонмы слов,
Круг вепсских песен, горстку снов.
В себя, что в нём не уместилось –
В светёлке, в роще, на листе,
В весенней чёрной борозде,
В слезинке матери солдата –
Все неуёмное когда-то
Вмещает родина, а без…
Из окон виден храм
И лес…
Чего еще
Для вдоха надо?
Наверное, надо – такую вот дорогу в полевых цветах. А от неё продолжается экскурсия к Национальному Водлозерскому парку-заповеднику. Сам заповедник поражает своими удивительно изогнутыми у основания стволами берёз, странностью поседевших от старины сосен. И чем-то ещё, таинственным, древним, непознанным…
На Ильинском погосте
Едем на Ильинский погост – памятник архитектуры XVII века. Катера у причала – и по Водлозеру на таинственный остров! Существует предание, пишет Википедия, что Ильинский погост вырос на месте древнего языческого святилища, где совершали жертвоприношения местные племена, обитавшие здесь до прихода новгородцев. Но более верным представляется, что погост создали в XVI веке монахи, шедшие на Соловки. Впервые сведения о нём встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского Митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 году.
Причалить к острову, обойти церковь Ильи Пророка, посмотреть, постоять, подумать… Покормить лошадей спелыми яблоками, побродить по окрестностям, забраться на колокольню и в звоне том колокольном, что над озером летит, душой раствориться. Это ли не чудо!
Экспромт-театр «Биномка»
Деревенские дети Куганаволока — фантазёры, актёры, художники. Столько в них замечательных нераскрытых способностей! Приходили они в сельскую школу, где все наши семинары работали, и с радостью занимались в моём экспромт-театре «Биномка». Играли, сочиняли, рисовали, смеялись, и в результате новые сказки-биномки с новыми рисунками возникли. Вот такие, например:
Поющая печка
Бабушке Насте было вовсе не скучно жить вдвоём со своей печкой.
— Ну, затопи меня скорее! – просила её печка по утрам.
— Сейчас-сейчас, — говорила бабушка Настя и скорее за дровами бежала. Огонь разжигала.
А у печки дым был музыкальный. Как загудит, как запоёт! И бабушка Настя под её музыку сразу в пляс пускается и песенку подхватывает: «Я колобок-колобок…»
И вот как-то, услышав песенку про колобок, лисичка к ним прибежала.
— Ой, как у вас весело! – воскликнула лисичка и тоже в пляс пустилась. Потом заглянула в духовку:
— А колобок-то где?
-Не спелся ещё и не станцевался, — сказала бабушка Настя и посоветовала лисичке завтра прийти.
И так теперь лисичка каждый день в избушку приходит, вместе с печкой и бабушкой Настей поёт и танцует. А колобок из духовки всё не выкатывается…
А лисичка про него и забыла, потому что и без колобка было весело.
(Лисичку, бабушку и печку нарисовала 10-летняя Вероника, жительница деревни Кугонаволок)
И ещё:
Про лисью корону
— Смотрите, смотрите! У лисы корона выросла! — закричал жираф, разглядев издалека лису со странным приобретением.
— Где корона выросла? — удивился шагающий рядом медвежонок. Шея у него была не такая длинная, как у жирафа. И сразу разглядеть не мог. А всё равно интересно ему было, где это у лисы корона выросла.
Жираф вытянул шею ещё подальше и сообщил медвежонку:
— На спине! На спине корона выросла! — И уточнил потом: — На самом конце спины, прямо у хвоста! Большая такая корона!
— А я думал, что корону надо на голове носить, — сказал медвежонок.
— Ну, это кому как, — ответил жираф. — Корона сама выбирает место, где ей удобнее сидеть будет…
Педсовет «Петроглифа»
На фестивале «Петроглиф» мне нравится ещё и то, что здесь всегда можно встретить единомышленников. Вот пришла на занятия моей «Биномки» в Куганаволоке Олеся Варкентин. Она к нам из Салехарда приехала. Олеся тоже занимается с детьми. Она сочиняет, дети иллюстрируют. Улыбнулись мы двум фиолетовым котам на обложках наших новых книг. У меня этим летом «Радуга с блинами» вышла, где мы с детьми играли, сочиняли, рисовали. У Олеси — «История про котёнка». То, что оба кота фиолетовые и с очень похожим выражением лица, улыбнуло. Решили с Олесей, что будем делиться опытом нашей творческой работы.
И ещё решили мы все вместе педсовет «Петроглифа» создать. Все, кто творческой работой с детьми занимается: Ольга Алифановнав из Калуги, презентовавшая на фестивале свою очень полезную для семейного чтения книгу «Перезагрузка для мамы и папы», вместе со своим папой-педагогом Александром Ивановичем Сёминым, поэт Юлия Мусалимова из Санкт-Петербурга, автор проекта «Улица Блока», Олеся Варкентин, старший научный сотрудник Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса и я. В общем, мы наметили делиться разными формами работы, развивающими творчество детей.
О людях «Петроглифа»
Половина участников фестиваля, как правило, прежний состав. Половина – всегда новые. К прежним привыкла: они уже как родные. Знакомством с новыми незаурядными личностями восхищаюсь!
Когда я впервые увидела на фестивале «Петроглиф» Алису Поникаровскую и Сэма Левина, подумала, что это какие-то особенные люди, из иной цивилизации.
Алиса пишет сценарии для сериалов и большую часть времени живёт в Таиланде. Сэм – врач по профессии, клиника на Манхэттене. Другой уровень восприятия жизни. Но стоило пообщаться с Алисой, сразу поняла, какой она душевный и добрый человек. Очень и очень своя, хорошая. А о том, что её муж Сэм пишет детские сказки, я даже представить себе не могла. Но вот на обратном пути из Куганаволока в Петрозаводск, разговорились с ним в автобусе, и Сэм пообещал мне прислать свои детские сказки.
Прислал. Читаю и удивляюсь, какая светлая, оказывается, у человека душа. Теперь я рада, что у меня в друзьях есть такие люди, как Алиса и Сэм. А ещё Искандер Абдуллин и Санджар Янышев.
Поразило их великолепное чувство юмора. Давно так не смеялась и не испытывала такое безмятежное чувство радости, как в общении с ними. Будто забыла, сколько мне лет. Будто снова попала в студенческую среду своей молодости.
Каждый новый участник фестиваля был по-своему уникален. О каждом можно рассказать много интересного. Но особенно захотелось рассказать о Татьяне Данильянц. И, наверное, не только потому, что были мы с ней вместе экспертами по поэтическому конкурсу и много общались на профессиональные темы. И вот поподробнее.
Держась «В объятиях реки»
Татьяна Данильянц, что-то очень хрупкое и сильное одновременно. Что-то очень близкое мне по духу. Близкое в самом её силуэте. Близкое в самом её образе мысли. Уже дома, после поездки на «Петроглиф», открываю подаренную мне книгу «В объятиях реки».
нет у нас общего времени
места
только клочки
обрывки
слоги
отовсюду летят
к реке
мусорный ветер
течение вспять
в полночь
и встают
как живые
***
у кого в руках?
сон
забытьё
во мраке
бродящем
псевдоободряющем
неутолёнными
губами
холодную воду
из горсти
Но книгу я читала уже дома. А тогда, на «Петроглифе», после того, как Татьяна показала свой фильм «Венеция на плаву», я спросила , что значит для неё искусство? Татьяна ответила ёмко:
— Искусство осуществляет важнейшую миссию: оно объединяет и вдохновляет. Вдохновение не обязано длится вечность, но часто даже десять минут вдохновения дают тебе мотивацию на дни и месяцы вперед. Такое мотивирующее искусство меня и привлекает. И сама я стараюсь делать такое искусство, будь то поэзия, арт или кино.
Потом я спросила о её фильмах. Рассказала:
— Мои фильмы показывались на фестивале в Венеции. В программе, которую организовала Comuna di Venezia, муниципалитет Венеции. Оба моих венецианских фильма — «Сад, который скрыт» и «Венеция на плаву» — были показаны на этом фестивале. Важно, что посмотреть пришли венецианцы. Они главные судьи. Ведь фильмы о них. В зале был и смех, и слезы. И это лучшее, что я могла ожидать. Последний фильм «Шесть музыкантов на фоне города» — фильм о Ереване, рассказанный шестью великолепными музыкантами. Он был показан на многих фестивалях по всему миру. В России фильм прошел в кинопрокате. На многих показах я сама присутствовала. Это потрясающе — видеть эмоции зрителей, долго говорить после показа о фильме. Бесценный опыт!
В Нью-Йорке фильм отметили за образ города и за визуальную работу, что для нас особенно важно. Я ведь не только режиссер и поэт, но и фотограф. Визуальное для меня — чуть ли не основная составляющая мира, опыта. В России фильм вошел в десятку самых посещаемых в кинотеатрах российских фильмов за 2017 года. Это дорогого стоит.
Дома я посмотрела и эти фильмы. Будто пожила в другом измерении мироощущения. В том, которое способно пробудить только настоящее искусство.
О литературных семинарах
Все семинары «Петроглифа» проходили в затихшей и опустевшей было на лето сельской школе. С нашим приездом школа снова ожила. Десятки писателей выступали со своими докладами, презентациями новых книг.
Писатель Александр Евсюков из Москвы выступил с докладом «Современная короткая повесть: традиции и открытия, настоящее и будущее жанра» и провел вечер литературной премии «Антоновка.40+». Писатель и поэт Зайтуна Кдралина из Алматы выступила с докладом «Об угрозе расчеловечивания в современных условиях. О важности сохранения осознанности и гуманистических идеалов». Поэт Александра Неронова (Москва) выступила с докладом «Автостопом по Поморью и Карелии» и провела яркий концерт авторской песни. Писатель Дмитрий Скирюк (Петрозаводск) выступил с увлекательным докладом «След древней настольной игры в Карелии». Писатель Ирина Кучеренкова (Санкт-Петербург) провела доклад-презентацию «Деревья в жизни северных народов». Поэт Олег Мошников (Петрозаводск) выступил с докладом-презентацией «300 лет первому русскому курорту «Марциальные воды».
Состоялись презентации книг и творческие встречи с писателями Искандером Абдуллиным (Казань), Ольгой Алифановой (Калуга), Зайтуной Кдралиной (Алматы), Юрием Сидоровым (Москва), Алисой Поникаровской (Тайланд), Сэмом Левиным (США).
Людмила Синицына, заведующая отделом научно-популярной литературы и фантастики журнала «Наука и жизнь» (Москва), вместе с Верой Линьковой, Александром Евсюковым, Татьяной Данильянц и Ганной Шевченко провели литературные студии, на которых обсуждались тексты, присланные на конкурс литературных произведений «Петроглиф-2019».
По итогам этого конкурса жюри определило победителей. Ими стали: Евгений Прудченко (Алматы, Казахстан) за подборку стихов, Инна Девятьярова (Санкт-Петербург) за рассказ «Могила ойууна Монньогона» в номинации «Фантастическая проза» и Мурат Братов (Брат Мурат) (Черкесск) за рассказ «Ангел» в номинации «Реалистическая проза».
Короткие списки опубликованы на сайте «Петроглиф».
В рамках фестиваля «Петроглиф» состоялся поэтический марафон «Долгое эхо Куганаволока» у костра на берегу Судачего мыса с участием поэтов Санджара Янышева, Сергея Золотарева, Олега Мошникова, Веры Линьковой, Александры Нероновой, Татьяны Данильянц и др. участников фестиваля. Модератором марафона выступила поэт и писатель Ганна Шевченко (Москва)
По Чёрной речке на поморской лодке
Поездка на Бесов Нос к петроглифам – это вторая часть фестиваля. Она всегда полна необычных приключений. Об этом уже не один фильм «Петроглифа» снят, начиная с Приладожья, деревни Кондобережской в Заонежье и завершая Куркиёками. И о фестивале в Куганаволоке сейчас монтируется фильм.
А здесь, на Бесовом носу, люди, никогда не бывавшие на севере и о древних наскальных рисунках имевшие лишь визуальное представление, теперь могли реально восхититься ими, рассмотреть и даже потрогать собственными руками. Смогли побывать на маяке, пожить в палатках под бесконечным дождём и оценить вкус еды собственного приготовления в условиях, приближённых к экстремальным. И об этом в новой книге будет написано. Одна – «Поцелуй Карьялы» — уже вышла в свет. Другую – пишем! Ведь сохранять наследие Русского Севера – задача не только жителей Карелии, не только самих северян, но и всего человечества.
Владимир и Елена Софиенко уже начали подготовку к следующему фестивалю. Литературный фестиваль «Петроглиф-2020» запланирован к проведению в старинной рунопевческой деревне Вокнаволок Костомукшского городского округа Республики Карелия. О, это будет нечто совершенно потрясающее!
До встречи в 2020-м!
Фото Веры Линьковой