Интернет-журнал «Лицей»

Яна Пермякова и карельский дизайн

Фото Ирины Ларионовой
Яна Пермякова, руководитель Центра дизайна интерьера. Фото Ирины Ларионовой

«Я задумалась о карельском стиле в интерьере. А существует ли он? И как все эти изделия объединить в рамках единого стиля и адаптировать к современным условиям. Это и привело нас на путь создания нового бренда Karelian DESIGN».

В Петрозаводске уже 13 лет успешно работает Центр дизайна интерьера, который создала и которым руководит Яна Пермякова, член Союза дизайнеров России. Наша беседа посвящена дизайну, и в частности, значимому событию 2020 года, когда наш город примет российский фестиваль «Петрозаводск — столица Российского дизайна».

Центр дизайна интерьера в Петрозаводске

Центр расположен в новом доме на берегу озера. Открываешь двери и сразу попадаешь в современную обстановку. Замысел прост: обыватель попадает в стильную квартиру. Своего рода, мини-интерьер. Сначала прихожая, потом гостиная с камином, кухня с барной стойкой, столовая с круглым столом, где обычно клиенты обсуждают с дизайнерами свои заказы по интерьеру, даже спальня. Будет и детская. И тут же попутно можно присмотреть оригинальные элементы декора, созданные карельскими мастерами.

Прихожая
Помещение центра, где работают дизайнеры
За круглым столом идет обсуждение дизайна интерьера

— Наш центр работает над созданием общественных и частных интерьеров, — рассказывает Яна. — У нас в команде задействованы 16 специалистов, некоторые из них работают здесь, другие удаленно. Мы создали уже  немало удачных проектов, в основном коммерческих, но мы не хотим останавливаться на достигнутом. Работая над интерьером, мы помогаем декорировать пространство, и столкнулись с тем, что качественного декора в Карелии в принципе нет. То, что мы видим в магазинах, это в основном Китай.

Однажды мне попал в руки каталог довольно интересных изделий карельских ремесленников. То есть продукт есть, но о нем просто не знают. Торгуют им, как правило, на ярмарках и в маленьких лавочках. Я задумалась о карельском стиле в интерьере. А существует ли он? И как все эти изделия объединить в рамках единого стиля и адаптировать к современным условиям. Это и привело нас на путь создания нового бренда Karelian DESIGN.

— Вы лично тоже занимаетесь созданием какого-то декора?

— Да, я сама тоже увлеклась предметным дизайном. Придумываешь идею, технологию изготовления и создание 3-D модели. Например, вот это гипсовое белое панно из архитектурного гипса. Оно состоит из частей, напоминающих лемех. Все знают, что в течение многих лет на острове Кижи идет реставрация Преображенской церкви. Как-то я была на производстве, где делали лемехи. Именно тогда мне пришла мысль, что эта деталь выглядит вполне декоративно и могла бы украсить интерьер. В результате появилось это панно, которое мы сделали совместно с мастером из Воронежа Михаилом Рихтером.

За спиной у Яны панно из лемеха

— Откуда у вас такой интерес к карельскому дизайну?

— У меня карельские корни, — говорит Яна, — мой папа родился в селе Паданы Медвежьегорского района, поэтому мне так близка культура карельского быта. У нас дома сундук прабабушкиных традиционных полотенец — рушников. Мне всегда хотелось интерпретировать каким-то образом эти удивительные узоры. И вот мы стали наносить рисунок карельской вышивки на шунгитовую плитку. Теперь у нас их 6 видов.

Есть мысль создать современную мебель с элементами из карельской березы, чтобы была видна ее текстура. На выставке «Калевала», которая экспонировалась в Музее изобразительных искусств летом, мы представляли гибкую перегородку из лемеха, которая дополнила инсталляцию «Мельница Сампо» автора экспозиции  Виктории Зориной. 

Шунгитовая плитка с узором из карельской вышивки

Постепенно вокруг нас стали собираться и объединились мастера, на нашей площадке мы реализуем их изделия. Георгий Беридзе изготавливает разные интерьерные изделия из дерева. Вот, например, шкатулки, созданные из сухарника (сосна Кело), то есть из умершего, но продолжающего свой рост дерева, не подвержено процессам гниения. Вот вазы, выполненные нашим олонецким мастером Романом Леонтьевым. Дизайнер Марина Сташкова вручную создает декоративные панно. Наталья Ладвинская – автор  декоративного объекта, который сделан из тонированных кустов черники. Елена Дмитриева изготовляет витражи в технике Тиффани. 

Шкатулуи Георгия Беридзе
Автор блюда — Роман Леонтьев (Олонец)
Панно Дарьи Ершихиной
Автор декоративного объекта Наталья Ладвинская
Фонарь в технике Тиффани. Автор — Елена Дмитриева

— А это что за вещица?

— Петрозаводск в 2020 году станет столицей дизайна, и это ни много ни мало – логотип фестиваля, который пройдет в Петрозаводске. Вообще, этот федеральный проект проводится Союзом дизайнеров России с 2004 года. В нем участвуют все регионы страны. Столица дизайна – это не статус, не оценка города с точки зрения его возможностей в сфере дизайна, это фестиваль, основная задача которого популяризировать дизайн в разных его проявлениях, в украшении города на праздник, например, в создании бренда города и его креативных зон.

Идея участвовать в таком фестивале зародилась у бывшего председателя карельского Союза дизайнеров Георгия Иванова. Его преемником на этом посту стал мой муж Егор Пермяков, и мы решили двигать эту идею дальше. Спасибо администрации города, которая заполнила неимоверно сложную и объемную анкету-заявку для конкурса. Нам повезло, что у республики юбилей, поэтому в 2020 году фестиваль пройдет в Петрозаводске.

Логотип фестиваля «Петрозаводск — столица Российского дизайна»

— И что это будет?

— Фестиваль не привязан к одной дате, в течение года каждый месяц будут проходить разные мероприятия по средовому, световому, графическому, промышленному дизайну. Мы надеемся, что у города что-то останется после этого фестиваля.

В Музее изобразительных искусств пройдет масштабная выставка «Виктория», где будут представлены произведения из области дизайна со всей России. Хотим также провести отборочный этап общероссийского конкурса предметного дизайна «Сделано и придумано в России», осуществить выставку в области промышленного дизайна, чтобы привлечь внимание к внешнему виду изделий нашего скромного производства.

В некоторых районах России он весьма развит, чего не скажешь о нашем крае. У нас практически нет специалистов по промышленному дизайну, и это наша слабая сторона. Будут проходить конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы. Мы думаем, как в рамках фестиваля украсить город в темное вечернее время световыми фигурами, особенно спальные районы. Ну и важно создать бренд города.

— В моде ли сейчас в Петрозаводске дизайн?

— Мне кажется, ситуация у нас в городе с дизайном стала гораздо лучше, чем была, скажем, 10-15 лет назад. Сужу по своей работе. Раньше почти не было тех, кто прибегал к услугам дизайнера в оформлении своего жилья или офисов. Теперь это считается необходимым и даже нормой жизни. Это радует. Интерьер и дизайн в нашем регионе сейчас процветают. Мастерам сложнее.

— Почему, на ваш взгляд, у нас все-таки существует проблема с эстетикой внешнего образа города?

— Мне кажется, нужно копать глубже в этом вопросе. Мы убрали из образования всю эстетику. Вот мы расписываем детский сад, и это сразу меняет пространство. Я стала обращать на это внимание с появлением в семье детей. Меня просто изумило, что интерьеры детских садов и школ ничуть  не изменились с тех пор, когда туда ходила я сама. Те же убогие цвета, как в 80-х… Но уже 2020 год на носу! Нужно что-то делать! Нормальная среда не должна быть элитарной! Наши подъезды, дома, школы должны быть красивыми! Ведь окружающая эстетика формирует вкус ребенка. То, что у нас в городе теперь нет главного художника и архитектора — однозначно плохо, и это звенья одной цепи. С другой стороны, понятно, что вопросы эстетики не должен решать один человек, чтобы не было перекосов. 

Мы сейчас живем в среде, сформированной в 70-е и 80-е годы при мэре Сепсякове, когда главным художником был Георгий Иванов, и думаем, что так было всегда. Идеи Иванова сформировали наш город: мостики, набережная, скульптуры. Все решалось при взаимодействии художника, архитектора и администрации. Сейчас все торопятся, а раньше, чтобы осуществить проект, проходило не одно совещание.

Мы живем одним днем, не умеем смотреть в будущее, в перспективе, скажем, на 20 лет. Считаю, что должен быть экспертный совет, который имел бы право голоса. А также должен быть проектный отдел при администрации, своего рода команда, которая будет работать в системе.

— Что бы вы поменяли в нашем городе как дизайнер, если бы у вас были такие возможности?

— Мне во всем нравится системный подход. Я бы начала с бренда города. Надо понять, что есть наш город? Чем он отличается от других? Сформулировать идею, в том числе визуальную, а потом системно начать внедрять эту эстетику в жизнь.

Понятно, что в первую очередь начать надо с проспекта Ленина, который является лицом города. Если бы меня не ограничивали, я привела бы его в порядок, исходя из дизайн-кода города. Домовые знаки – названия улиц и номера домов – всё бы выглядело в едином стиле. Я, по сути, и дизайнер, и предприниматель, поэтому понимаю и тех, и других, и администрацию. К сожалению, у нас не налажена связь между всеми этими людьми, нет механизма, который мог бы соединить усилия всех…

— И все же: за что вы любите Петрозаводск? Ведь дизайнер, наверное, все время видит все огрехи…

— Место, где ты родился, часто воспринимаешь как свою среду обитания. Мы же не оцениваем свою мать, красивая она или нет. То, что у нас есть озеро, — это бесценно. Когда попадаешь в город, где нет воды, на это сразу обращаешь внимание.  В широком смысле Петрозаводск – камерный город, но гордый, это все же столица, у нас много строят, а так не везде происходит. Но главный капитал Петрозаводска, как мне кажется, это люди.

Exit mobile version