Фильмы об инвалидах в России, в отличие от США, ставят редко. Потому среди любимых фильмов участников нашего опроса в основном американские ленты.
Всегда были и есть темы, о которых говорить не принято. Если это не касается тебя лично, легче сделать вид, что проблемы не существует, чем в нее вникнуть. Тема особых людей, и особых детей в том числе, сложная, потому как за ней человеческая боль, страдание, несправедливость и вопросы.
Узнать о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, понять, о чем они и их близкие думают, какие проблемы решают, можно из фильмов. Это лишь частичное погружение в тему, первый шаг для того, чтобы отправиться к отказным детям в больницу, принести свежий хлеб соседке, которая давно не ходит, или помочь маме больного ребенка, которая расклеивает листовки, чтобы собрать деньги на его лечение. Первый шаг — самый сложный. Делать его или нет каждый решает сам.
Наши собеседники называют фильмы об особых людях, которые произвели на них сильное впечатление.
— Мне близка тема особых детей, поэтому многое само собой проецируется на конкретные случаи и истории нашей и других семей и находит отклик буквально в каждой фразе героев фильма.
Мне очень хочется найти ключик к дочке, как искала его мать Салли из фильма «Карточный домик». Ее самоотверженность, вера и любовь не знают границ и достойны огромного уважения! Особенно меня зацепила фраза, объясняющая ее отказ от принудительного лечения дочери: «Они знают свое дело. Они будут лечить болезнь, а не ее. Для них она не будет моей Салли. Я ее потеряю». Фильм еще раз помог осмыслить мне мучительную тему «для чего и зачем». Моя дочь для меня — тоже не разгаданный до конца мир. И мне очень близки слова матери Салли: «Пусть она не говорит. Это не означает, что она не пытается что-то сказать»…
— Фильм, снятый в 2007 году — настоящий, живой, с невыдуманным сюжетом. Документальное кино о людях и о том, как Господь может изменить и направить к добру человека. Реальному добру, не вымышленному. Через все сложности и трудности житейские, через болезни и смерть к победе над собой. Советую смотреть всем, в любом возрасте и настроении. Кстати, в 2009 году эта лента стала лучшей на Международном Сретенском кинофестивале «Встреча».
— Фильм «Я — Сэм» рассказывает историю взрослого аутиста Сэма. Аутиста, который одновременно является и любящим отцом-одиночкой. Мать маленькой Люси оставила ее на попечение Сэма еще в роддоме. Новоиспеченному, совершенно не готовому ни морально, ни материально, ни психологически папе приходится познавать все радости родительства, справляясь со своими аутистичными чертами — забывчивостью, страхами, коммуникативным дефицитом и пр. «Сэм любит Люси»… — в этой фразе весь фильм. Любит нежно и безусловно, без остатка, без причины, в самую силу своих эмоциональных возможностей.
Однако обстоятельства в определенный момент становятся выше Сэма. Люси растет и в 7 лет, по-прежнему нуждаясь в опеке отца, становится в буквальном смысле старше его по развитию, на что не может не обратить внимания социальная опека. Дальше события развиваются стремительно и не всегда предсказуемо, но красной нитью через сюжет проходит мысль о всепоглощающей силе любви и той связи, которая соединяет два родных сердца, не зависящей от общественного мнения, обстоятельств и выписок из медицинской книжки. Блестящий фильм, развевающий предрассудки и штампы.
— Романтичный фильм о Чуде. История о девочке, которая не может ходить, о мальчике, который помогал ей в этот трудный период жизни. Это дружба между парнем Костей и девушкой Никой. Фильм об истинной дружбе, предательстве, и настоящей первой юношеской любви. Дружба вспыхивает у ребят на даче, куда оба приезжают отдыхать от городской суеты. Костя пытается помочь девушке встать на ноги, и фильм подробно рассказывает об их стремлении победить болезнь.
Хороший и поучительный фильм, особенно для наших подростков. Они сейчас совершенно не умеют ценить то, что у них есть. Герои в этой истории есть и льстивые, и жадные, но есть и добрые, приятные и самое главное дружелюбные. Мне кажется, что мысль фильма в том, что если есть любовь, то она поборет все душевные и физические болезни.
– Это четвертый фильм Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной роли, который остался незамеченным с точки зрения наград. Однако, я считаю, что эта работа – наивысшее достижение совместного творчества Скорсезе и Ди Каприо.
Главная особенность фильма – два сюжета, внешний и внутренний. Внешне это триллер о том, пытаются или не пытаются психиатры убедить федерального маршала в том, что он псих. Внутренне – история о методах созидания человека из монстра, о человеческом выборе и о его важности. Поэтому главный конфликт фильма – внутренний конфликт персонажа Леонардо Ди Каприо и конфликт между персонажами Бена Кингсли и Макса фон Зюдова. Оба конфликта кратко можно выразить последней сценой, когда персонаж Ди Каприо, во-первых, добровольно соглашается на лоботомию, а во-вторых, задает ключевой вопрос: «Лучше жить монстром или умереть человеком?» Большую часть фильма персонаж Ди Каприо отрицает свою природу, а когда он ее признает, совесть входит в смертельный конфликт с природой. Недаром действие фильма проходит в прошлом: это метафора того, что насилие над личностью давно доминирует в мире.
– Когда мне предложили вспомнить фильмы, в которых была бы тема людей с ограниченными возможностями здоровья, к моему стыду, первым на ум пришел древний сериал «Санта-Барбара» .Там постоянно кто-то то сидел в инвалидном кресле или слеп… Правда, тут же всплыла в памяти «Страна глухих». Но остановила я свое внимание на немного странном фильме 1998 года «Фара». Пересмотрела не без удовольствия. Меня заинтересовала прежде всего тема отношения окружающих людей к человеку в инвалидной коляске. Основная прочитанная мною мысль: важно воспринимать инвалида как полноценного человека. Это демонстрирует Боб, ценой своей жизни поставивший на ноги друга. Так же относится через много лет к умирающему Борису бывший колясочник Фара. Разумеется, есть в фильме и тема денег, которые необходимы для лечения. Они были у отца Фары, но не они вылечили мальчика. Их не было у Незнакомки, они убили ее и вернули жизнь ее сыну. Фильм конца 90-х мне напомнил о примете нашего времени, когда целые кампании разворачиваются для того, чтобы собрать средства на лечение конкретному человеку. И тогда, и сейчас «социально ответственное» государство с радостью умывает руки, перекладывая решение проблем на плечи отдельных людей. В конце прошлого века это была мать Бориса, готовая из-за денег стать убийцей, сейчас те, кто перечисляет кровные 100 рублей в ответ на крик о помощи. Резонно спросить: «До каких пор?». Правда, ответа я точно не услышу.
– Каждый год на фестивале «Сталкер» – фестивале кино о защите прав человека – я смотрю пачку фильмов про аутистов, даунов и так далее. Есть интересный художественный фильм «Ангел» Дмитрия Федорова, где одну из главных ролей играет Влад Саноцкий, парень с синдромом Дауна.
Но я расскажу о другом фильме. Роберт Де Ниро назвал «Монику и Дэйвида» Александры Кодины лучшим документальным фильмом из тех, что ему когда-либо доводилось видеть. Спорить с сэром Робертом – рука не поднимется.
История Моники и Дэйвида, двух нежных возлюбленных с синдромом Дауна, снятая сестрой героини, – это вовсе не попытка сделать «быструю кассу», в очередной раз сыграв на нервах сентиментальной публики. Картина не будит ни жалости, ни уж тем более отвращения. Камера, практически неотступно наблюдая за своими персонажами со дня их помолвки и до первой годовщины свадьбы, будто сама начинает сочиться светом, теплым юмором, но еще больше – бесконечным уважением к тем, кто, несмотря на суровый диагноз, умеет и дает себе труд по-настоящему любить.
И Моника, и Дэйвид, несмотря на свою болезнь, самые обычные люди. Им не отказано в праве работать, строить свою жизнь, их родителям не приходилось гулять с детьми по ночам чтобы на них пальцами не показывали. Им все улыбаются. И они улыбаются. А я вот рыдала (почти), но не потому, что мне было ребят жалко, – да им завидовать можно, так у них все уютно в жизни. Себя жалела, за то, что живу среди узколобых и предвзятых жертв стереотипов.
– Жизнь измеряется не временем, проведенным на земле, а совокупностью твоих мыслей и поступков. Этот фильм, снятый в 2009 году, о тяжелобольной с детства девочки. У нее рак. История рассказывает о двух сестрах, показывая жизнь во всех ее противоречиях и боли. Сначала я чувствовала возмущение: как родная сестра может так поступить? Но когда тайна была раскрыта, я поняла, как сильно надо любить родного человека, чтобы сделать такое. История учит радоваться жизни каждый момент, каждую минуту, вне зависимости от обстоятельств. Светлый фильм о всепрощающей и побеждающей силе любви.