Интернет-журнал «Лицей»

Успенская церковь. Восстановление или воссоздание?

Успенская церковь в Кондопоге после пожара. Фото Ильи Тимина
Успенская церковь в Кондопоге после пожара. Фото Ильи Тимина

Можно ли говорить о реставрации памятника деревянного зодчества при 90-процентной его утрате? Специалисты и реставраторы в Карелии отвечают: да, когда речь идет о таком уникальном памятнике, как Успенский храм в Кондопоге, пострадавший во время пожара в августе этого года.

Уникальность памятника XVIII века еще и в том, что это, пожалуй, самый изученный деревянный храм в России. Работавшие на храме в прошедшие годы и столетия реставраторы, причем специалисты высокого класса, оставили сотни, если не тысячи документов, по которым сегодня возможно провести реставрационные работы на храме. Благодаря этому в распоряжении современных реставраторов масса проектных и изыскательских материалов, позволяющих достоверно восстановить утраченное. Поэтому специалисты в республике считают, что можно и нужно говорить о восстановлении храма. Хотя на заседаниях Научно-методического совета по культурному наследию  при Минкульте РФ и Научно-экспертного совета при Управлении по охране памятников в Карелии шла речь о научно обоснованном воссоздании.

Успенская церковь в Кондопоге до пожара. Фото Игоря Подгорного

В конце минувшей недели  в Кондопогу приехали чиновники, представители общественных организаций, реставраторы, спонсоры,  сотрудники местного музея и администрации, журналисты. После того как волонтеры провели расчистку завалов, помогли собрать все поковки, просеяли и убрали в сторону уголь, здесь начался новый этап работ: консервация останков Успенского храма.  

21 декабря 2018 года. Фото пресс-службы Правительства РК

Технику для демонтажа угрожающих обрушением конструкций церкви и их перевозки к месту хранения организовало кондопожское ООО «Кареллестранс». Помещение для хранения конструкций предоставило в виде спонсорской помощи кондопожское предприятие ООО «Шунгитовый завод», а работы по подготовке помещений были выполнены силами местных жителей — работников муниципального учреждения «Административно-хозяйственное управление». Все работы выполняются под контролем Управления по охране объектов культурного наследия Карелии, которое  ведет мониторинг работ и консультационное сопровождение.

21 декабря 2018 года. Фото пресс-службы Правительства РК

В последние дни уходящего года завершаются работы по устройству консервационного укрытия над алтарным прирубом церкви, которое, по словам начальника Управления по охране культурного наследия Карелии Юлии Алиповой, защитит сохранившуюся историческую часть сруба от снега, наледи. Организована охрана исторических конструкций и ее территории после завершения консервационных мероприятий. Будут перевезены на хранение на большой склад в Кондопоге бревна, которые важны для изучения геометрических параметров, характера обработки материала мастерами, строившими Успенскую церковь. Одним словом, все время после пожара на памятнике шла активная работа.

Одновременно фонд «Северный духовный путь» взял на себя  другое, не менее важное дело — сбор средств на восстановление храма. Как рассказал директор фонда Александр Лысенковский, сумма пожертвований составляет сегодня более 5,5 млн руб. Много это или мало? Юлия Борисовна Алипова очень осторожно назвала предполагаемую, пока только предполагаемую, сумму, и она немалая — порядка 150 миллионов рублей. Республика направила в Москву заявку на предоставление средств на разработку научно-проектной документации в рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма» в сумме почти 7 млн рублей. Заявка принята к рассмотрению и в начале следующего уже года будет известен результат.

Правительство Карелии надеется на помощь из федерального бюджета при проведении реставрационных работ. Но если  будут выделены федеральные деньги, выполнение реставрационных работ на Успенской церкви выставят на тендер. А там, как известно, далеко не всегда побеждают самые лучшие.  Тем не менее реставраторы говорят, что успех зависит и от выбора материалов, и от условия работы на памятнике лучших специалистов, которые владеют знаниями исторических  технологий.

«Данные условия невыполнимы, — признается Юлия Алипова, если мы будем руководствоваться федеральным законом о госзакупках… Однако известны случаи — Преображенская церковь в Кижах, зимняя гостиница Валаамского монастыря, когда отдельным распоряжением правительства РФ при  реставрации памятников закупка осуществлялась без конкурса у единственного поставщика».

Соответствующий запрос отправлен в Минкульт. К пробиванию этого вопроса в Москве подключился даже Глава Республики.

Словом, за несколько месяцев после трагического происшествия в республике развернулась активная работа по восстановлению памятника. В нее с большим энтузиазмом включились население, спонсоры, волонтеры, даже чиновники. Но пройдет год, другой… Достаточное время, чтобы энтузиазм несколько поутих, а ведь начатые работы надо продолжать. Так что самое трудное еще впереди – для всех.

И еще: что надо сделать, чтобы современная история Успенской церкви не осталась невыученным уроком? Давайте представим, что собранные всего за несколько месяцев с таким энтузиазмом, с готовностью откликнуться немалые деньги пошли бы на выполнение охранных мероприятий на Успенской церкви, тем более что озеро в нескольких метрах от стен храма? И дискуссия о восстановлении ли, воссоздании ли храма утратила бы всякий смысл. А Успенская церковь продолжала бы еще жить века.

Напомню, территория Карелии – настоящий заповедник памятников деревянного зодчества.

 

Exit mobile version