Заметки о поэзии Олега Мошникова
С Олега Мошникова можно было бы написать портрет положительного героя эпохи развитого социализма — поэта и человека. В данном случае эти величины абсолютно совпадают.
Биография у Олега славная: окончил Свердловское высшее военное политическое танково-артиллерийское училище, служил заместителем командира военно-строительной роты, потом в органах МВД и МЧС — инспектором и пропагандистом пожарной охраны.
Будучи по натуре глубоким лириком, в поэзии Мошников обращается к положительным примерам русской истории, воспевает нестяжательство, прямоту, бесхитростность, трудолюбие: «к мечте — сквозь годы грозовые — вела нас светлая мечта»… Стоп. Читатель, слышишь фальшь? Как будто звонкий горн охрип, и сразу стало как-то неловко. Даже не потому, что наше путешествие от мечты к мечте ни к чему так и не привело, а потому, что нижеперечисленные качества, как-то: сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, товарищеская взаимопомощь, нравственная чистота, скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т.д. — в совокупности недостижимы ни одним из живых людей. К ним можно стремиться, вытягивая себя за волосы из трясины будней, но вылепиться в идеального человека все равно не получится. А если речь касается поэзии, так ведь настоящие стихи воистину растут «из сора», в этом абсолютно права была Анна Андреевна.
Показательно, что, обращаясь к Ахматовой, Олег связывает ее образ с новогодними игрушками, особой детской радостью, которая посещает нас накануне Нового года. Потому что поэт — человек играющий, не расплескавший в себе детское начало, которое заставляет нас шалить и совершать поступки вопреки житейскому здравому смыслу, регламентирующему каждый наш шаг. Олегу Мошникову веришь, когда он забывает, что нужно быть хорошим, когда сквозь моральный кодекс проступает живое симпатичное лицо человека, который не однажды ошибался, как и все мы. Поэзия — территория абсолютной свободы. В ней на первом месте далеко не нравственность, а художественность, эмоциональная палитра чувств, простите за штамп. Накипело! Стихи — изначально не дидактический материал, они подобны внезапно налетевшей стихии, злая игра которой по-своему завораживает. Олег, «есть упоение в бою!», и оно состоит не в воинской доблести и сиянии доспехов, а в страсти, выпущенной на свободу.
Возможно, стихи посещают Олега, когда страсти уже откипели. Перегорев, человек сознает, что ведь так легче, и вот возникает тихая мелодия будня, чем-то напоминающая музыку советского кино — отнюдь не попсовую, приятную слуху, но — тихую, умиротворяющую. Или «Полонез Огинского» по радио каждый день. И вот в некоторый момент в состоянии невыхода бетховенский страстей, заточенных в грудной клетке, хочется запустить подушкой в радиоточку. Олег, я благодарна тебе за воспевание светлых сторон нашей пионерской-комсомольской юности, пролетарской закалки, яблоневого цвета в садах старой Кукковки, за твою поэзию обыденного. Это все у тебя очень здорово получается, иногда мне хочется даже тихо поплакать над твоими стихами оттого, что юность уже отцвела. Но — стрелка барометра застыла на отметке «ясно», что можно трактовать как «жить по заветам отцов», как учит… уже не коммунистическая партия, но кто-то столь же могущественный. Олег, поэт имеет право на свою собственную жизнь, и тем более он состоится как поэт, если будет ни на кого не похож.
Олег Мошников в течение своей литературной карьеры не заслужил ни тени упрека — ни от местных, ни от столичных авторов. «Литературная Россия» даже назвала его витязем в поэзии… И вот опять от обилия славословий возникает чувство неловкости. Потому что, простите мой цинизм, так говорят о поэте, если он к тому моменту уже героически погиб. А живой поэт всегда раздражает — искренностью, прозрениями, а когда и неадекватным поведением. В одном из стихотворений последней подборки Олег упоминает «Время желанья Жизни». Похоже, он случайно проговаривается о том, что действительно его волнует, но — строчка как бы повисает в растерянности: в стихотворении ей не находится рифмы.
* * *
Медленнее, медленнее закаты!
Медленнее, медленнее рассветы!
Не торопи ответы
Время желанья Жизни.
Мерзлой укрыта тьмою
Лета земного вспышка.
Время познанья близко.
Платой идёт одною
Всё, что подарит осень,
Всё, что уходит быстро…
Близость Времён возносит
Месяц горящих листьев.
Очень странно. Может быть, «время желанья Жизни» рифмуется с чем-то таким, что, по мнению Олега, недостойно поэзии. Или с тем, о чем он не знает, как рассказать. А так хочется, чтобы поэт Олег Мошников сумел высказаться до конца.
Фото Ирины Ларионовой