Литература

Время желанья Жизни

Олег Мошников
Заметки о поэзии Олега Мошникова

С Олега Мошникова можно было бы написать портрет положительного героя эпохи развитого социализма — поэта и человека. В данном случае эти величины абсолютно совпадают.

Биография у Олега славная: окончил Свердловское высшее военное политическое танково-артиллерийское училище, служил заместителем командира военно-строительной роты, потом в органах МВД и МЧС — инспектором и пропагандистом пожарной охраны.

Будучи по натуре глубоким лириком, в поэзии Мошников обращается к положительным примерам русской истории, воспевает нестяжательство, прямоту, бесхитростность, трудолюбие: «к мечте — сквозь годы грозовые —  вела нас светлая мечта»… Стоп. Читатель, слышишь фальшь? Как будто звонкий горн охрип, и сразу стало как-то неловко. Даже не потому, что наше путешествие от мечты к мечте ни к чему так и не привело, а потому, что нижеперечисленные качества, как-то: сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов, товарищеская взаимопомощь, нравственная чистота, скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей и т.д. — в совокупности недостижимы ни одним из живых людей. К ним можно стремиться, вытягивая себя за волосы из трясины будней, но вылепиться в идеального человека все равно не получится. А если речь касается поэзии, так ведь настоящие стихи воистину растут «из сора», в этом абсолютно права была Анна Андреевна.

Показательно, что, обращаясь к Ахматовой, Олег связывает ее образ с новогодними игрушками, особой детской радостью, которая посещает нас  накануне Нового года. Потому что поэт — человек играющий, не расплескавший в себе детское начало, которое заставляет нас шалить и совершать поступки вопреки житейскому здравому смыслу, регламентирующему каждый наш шаг. Олегу Мошникову веришь, когда он забывает, что нужно быть хорошим, когда сквозь моральный кодекс проступает живое симпатичное лицо человека, который не однажды ошибался, как и все мы. Поэзия — территория абсолютной свободы. В ней на первом месте далеко не нравственность, а художественность, эмоциональная палитра чувств, простите за штамп. Накипело! Стихи — изначально не дидактический материал, они подобны внезапно налетевшей стихии, злая игра которой по-своему завораживает. Олег, «есть упоение в бою!», и оно состоит не в воинской доблести и сиянии доспехов, а в страсти, выпущенной на свободу.

Возможно, стихи посещают Олега, когда страсти уже откипели. Перегорев, человек сознает, что ведь так легче, и вот возникает тихая мелодия будня, чем-то напоминающая музыку советского кино — отнюдь не попсовую, приятную слуху, но — тихую, умиротворяющую. Или «Полонез Огинского» по радио каждый день. И вот в некоторый момент в состоянии  невыхода бетховенский страстей, заточенных в грудной клетке, хочется запустить подушкой в радиоточку. Олег, я благодарна тебе за воспевание светлых сторон нашей пионерской-комсомольской юности, пролетарской закалки, яблоневого цвета в садах старой Кукковки, за твою поэзию обыденного. Это все у тебя очень здорово получается, иногда мне хочется даже тихо поплакать над твоими стихами оттого, что юность уже отцвела. Но — стрелка барометра застыла на отметке «ясно», что можно трактовать как «жить по заветам отцов», как учит… уже не коммунистическая партия, но кто-то столь же могущественный. Олег, поэт имеет право на свою собственную жизнь, и тем более он состоится как поэт, если будет ни на кого не похож.

Олег Мошников в течение своей литературной карьеры не заслужил ни тени упрека — ни от местных, ни от столичных авторов. «Литературная Россия» даже назвала его витязем в поэзии… И вот опять от обилия славословий возникает чувство неловкости. Потому что, простите мой цинизм, так говорят о поэте, если он к тому моменту уже героически погиб. А живой поэт всегда раздражает — искренностью, прозрениями, а когда и неадекватным поведением. В одном из стихотворений последней подборки Олег упоминает «Время желанья Жизни». Похоже, он случайно проговаривается о том, что действительно его волнует, но — строчка как бы повисает в растерянности: в стихотворении ей не находится рифмы.  

 

* * *

Медленнее, медленнее закаты!

Медленнее, медленнее рассветы!

Не торопи ответы

Время желанья Жизни.

Мерзлой укрыта тьмою

Лета земного вспышка.

Время познанья близко.

Платой идёт одною

Всё, что подарит осень,

Всё, что уходит быстро…

Близость Времён возносит

Месяц горящих листьев.

Очень странно. Может быть, «время желанья Жизни» рифмуется с чем-то таким, что, по мнению Олега, недостойно поэзии. Или с тем, о чем он не знает, как рассказать. А так хочется, чтобы поэт Олег Мошников сумел высказаться до конца.

 

Фото Ирины Ларионовой

  • Валентин

    Да, зло написано: «товарищ по цеху» все-таки…

  • Ксения-осенняя

    «Или статья не в тему?» — думаю так, не сомневаясь. Изуверски хвалебная, а как иначе выразить мысль о некчемности поэта сегодня! Прекрасные стихи есть у Мошникова! И как поэт он состоялся! И нельзя так вот.. по живому.. Это не критика!
    Конечно, поэта «каждый обидеть может»..Да, каждый имеет право на свое мнение, но какое-то оно у Яны здесь недостойное что ли.. Критикуя его с целью «пригвоздить»: певец, мол, пионерско-комсомолький! Да и слава Богу, что не расплескал «в себе детское начало».

    Здесь есть подоплека(( Не браво, Яна! Так ценила Ваше мнение, и так разочарована …в Вас(((

  • Агент Скалли

    Чудаки вы оба! И Яна, и Олег! Яна: «Олегу Мошникову веришь, когда он забывает, что нужно быть хорошим». Типа он все время врет и плохой. А пример стихотворения вообще не в тему. Или статья не в тему?

  • Дмитрий Горох

    Есть автор, есть поэзия, а есть пропасть между ними. В этой пропасти сокрыта тайна творчества. Нет пропасти- нет тайны- нет поэзии, а есть продукт физиологии. В хрестоматийных стихах Ахматовой о «соре», скрывающих важнейший для понимания творчества подтекст, как раз и проявляется гениальная ахматовская лаконичность, ведь и помидоры растут из навоза, однако таковыми не являются. Яна сознательно упрощает, размещая двойное дно критики уже не в вербальном, а в постановочном плане. Скрытое в зарослях слов противоречие позволяет изменить ракурс и является отличным противоядием от сарказма. Любить без покорности и хвалить без лести тоже сродни гениальности. Браво, Яна!

  • Захарченко

    Наташа, в статье приведена ссылка на одно стихотворение, так что давнему читателю стихов Олега сомнительно, что там нет рифмы. А когда вся статья привязана к этой цитате, то сомнителен пафос данной статьи.

  • НМ

    Не согласна, в чем же тут стеб? Так Яна понимает поэзию Олега, она пишет доброжелательно, но не может не сказать о том, чего ей не хватает в его стихах.

  • Захарченко

    Это стёб над стихами Олега

  • Best in the world

    Где тут поставить дислайк?