Интернет-журнал «Лицей»

Что из Есенина созвучно нашему времени?

3 октября исполняется 125 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Интерес к его скандальной жизни, ее трагическому финалу не иссякает: выходят фильмы, передачи, издаются книги… А что можно сказать о восприятии его стихов сегодняшними читателями?

На наш вопрос «Что из Есенина, на ваш взгляд, созвучно нашему времени?» ответили филологи, актер и школьные преподаватели литературы.

 

Ирина Савкина, доктор философии, университет Тампере (Финляндия): «Стихи Есенина будто не сочинены, а выросли, как деревья и травы»

Лирика Есенина сейчас, по-моему, очень современна. В наши дни так много говорят про экологию, защиту природы и т.д. Есенина читать в этом смысле, может быть, гораздо полезнее, чем слушать Грету Тунберг. У Есенина в стихах природа живая, полная невыразимой гармонии, уязвимая. Читая Есенина, понимаешь, что человек — только маленькая часть этого необозримого природного космоса и что уничтожение природы — самоубийственно для человека и человечества.

Кроме того, и сами стихи Есенина с их музыкой и неповторимой образностью воспринимаются как часть скорее природы, чем культуры, они как будто не сочинены, а выросли, как деревья и травы.

 

Шамиль Хайров, лингвист, преподаватель университета Глазго (Шотландия): «Есенин – антидот к цифровым технологиям, ко всему рациональному»

Мы пялимся в стандартные мониторы и обмениваемся стандартными усеченными фразами в телефонных приложениях. Для меня Есенин – антидот к цифровым технологиям, к глобализации стандартов мысли и жизни, ко всему рациональному.

Моя родина – Мордовия, совсем недалеко от есенинских «рязанских раздолий», его музыку чувствовать мне легко. Не часто, но все же прихожу к Есенину как к «голубому водопою», глотнуть живой воды, подышать чистым воздухом.

Для меня, всю жизнь изучающего славянские языки и народы – от Балкан до Вислы и Волги, Есенин – это волшебный языковой сад, где естественным образом воплотились все возможности славянского слова и грамматики. Ничего удивительного в том, что его практически невозможно переводить: силуэты деревьев и цветов — то есть общие смыслы, —  может быть, и останутся, а волшебство уйдет. Даже его странные слова и строчки, например, «вторично» в «так вторично скажет листьев медь» или «весна на радость не похожа» кажутся гениальными.

Думаю, еще предстоит мне немало открытий в понимании Есенина. Долго ломал голову над загадкой мужского рода в конце стихотворения «Весна на радость не похожа»: “…когда ты с ласковой улыбкой махал мне шапкою с крыльца». И только недавно узнал, кому оно адресовано. А там – целая трагедия.

 

Валентина Либерцова, учитель литературы, петрозаводский лицей №1: «Стремление от суетной и запутанной жизни уйти в тишь и благодать природы»

Очень многое созвучно. Например, ощущение быстротечности времени, о котором мы постоянно говорим, пишем в сетях, иронизируем, сокрушаясь, как быстро пролетает лето, год, жизнь. А он давно, будучи достаточно молодым, об этом написал — высокопоэтично и мудро, с благодарностью за непросто, но прекрасно прожитую жизнь:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Боль за уходящую деревенскую Русь, покинутые земли, нищету полей, заброшенность святых мест, монастырей, бедных изб в деревянных кружевах, напоминающих «в ризах образа». Если сегодня проехать по России на поезде или автомобиле к югу, можно не раз увидеть в окне, как «У низеньких околиц звонно чахнут тополя…». Можно и ближе – на велосипеде или пешком – из Петрозаводска по любой дороге километров пять…

Стремление от суетной и запутанной жизни уйти в «тишь и благодать природы». Сейчас популярна поэтическая формула О. Митяева «Лето – это маленькая жизнь». А у Есенина это время года связано с покоем, умиротворением, духовной жизнью, очищением:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.

Сегодня индикатором востребованности, как бы мы к этому ни относились, является Интернет. Если поискать видео стихов Сергея Есенина, то читают их не только С. Безруков и другие популярные актёры, но и зачастую молодёжь, подростки, причём, как правило наизусть, по-своему интерпретируя поэтическое слово. А песни на его стихи особенно популярны у исполнителей шансона, у некоторых созданы целые репертуарные циклы. Возможно, дело в том, что в есенинских текстах, как и в народной песне, задевает за живое сочетание, с одной стороны, печали, страдания, мужества, по-настоящему глубоких чувств и, с другой стороны — куража, удали, усмешки, хулиганства. Поэт и сам не скрывал такой двойственности, даже скорее многогранности, считал это призванием поэта:

Дар поэта — ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Если в нашем непростом, полном вызовов XXI веке отказаться от постановки и решения задач такого масштаба, можно потерять не только поэзию, литературу, искусство в целом, но и науку, смысл жизни и нравственные ориентиры. Углубление в строки Сергея Есенина – спасение от примитива и пустоты.

 

Дмитрий Константинов, актер театра «Творческая мастерская»: «Горячая, бьющая наотмашь искренность, которой не хватает»

Что созвучно сегодняшнему дню у Есенина? На мой взгляд, это искренность. Правда, не та, коей славится молодое поколение, а горячая, бьющая наотмашь, которая всегда привлекает и которой не хватает.

И ещё созвучно стремление сформулировать, высказать что-то высокое, жгущее тебя изнутри, какие-то непередаваемые и сложные ощущения излить в странных и абсолютно выразительных образах. И невозможность выразить себя со всей полнотой и во всей полноте.

 

Наталья Полевая, по образованию преподаватель литературы: «Стал скорее фигурой китча, а не культуры»

Есенин устарел, по крайней мере для меня. Не читаю его, не вспоминаю знакомые строчки, благо есть у меня такая возможность — в школе давно не работаю. Возможно, отторжение возникло из-за того, что Есенина замусолили сентиментальные барышни, отлакировали его образ бездарные художники, он стал скорее фигурой китча, а не культуры: кудри, голубые глаза, березки…

Недавно открыла том из собрания сочинений — и не смогла читать, даже «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», а когда-то любила это стихотворение. В юности трепетала от строк из «Анны Снегиной»:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

А теперь недоумеваю: что меня так волновало? какую музыку я чувствовала в этих словах? Не исключаю, что на моем отношении к Есенину сказался факт его биографии, о котором узнала много позднее: он лично присутствовал при пытках чекистами политических заключенных. Вот и бестселлер Прилепина «Есенин», который мне настойчиво предлагают, не имею никакого желания читать.

 

Галина Маккоева, учитель русского языка и литературы, средняя школа №6, Сегежа: «Все его стихи — о Родине»

Думаю, что талантливый поэт актуален в любую эпоху. В культуре происходит всё не так, как в технологиях. Сегодня смешно и нелепо использовать свечку или керосиновую лампу для освещения. А читать Есенина спустя 125 лет со дня его рождения или Гомера, жившего ещё до нашей эры, в порядке вещей. Все последующие достижения и влёты в культуре накапливаются и не отменяют друг друга.

Что, на мой взгляд, сегодня актуально из Есенина, даже если широко не цитируется? Всегда актуально для россиян стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» 1914 года. Есенину тогда было 19 лет.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Недавно в 7 классе мы изучали публицистический стиль. Я дала задание подготовить выступление-утверждение «Цените и берегите русский язык!». Сразу завязался острый разговор. Двое семиклассников из 25-ти стали утверждать, что в России жить хуже, чем в Европе. Они намерены туда уехать на ПМЖ. Рай для них там, за кордоном.

Актуально сделать привлекательной для молодёжи жизнь в России? Актуально. Идеальное отношение к родине зафиксировано в творчестве Сергея Есенина, все стихи которого о Родине.

Стихотворение «Собаке Качалова» 1925 года кажется мне всегда актуальным, потому что оно красивое и о любви, о размолвке, о желании загладить свою вину перед возлюбленной. Есенинский вариант и формула просьбы о прощении благородны, уникальны, неповторимы, неожиданны и для читателя всегда под рукой:

Она придёт, даю тебе поруку.

И без меня, в её уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За всё, в чём был и не был виноват.

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» 1924 года напоминает нам об одиночестве, о неизбежной смерти. Нашей карельской осенью особенно часто вспоминаются такие строки:

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Встречаю людей, ощущающих себя тотально одинокими. Почему? Много работают, жалуются на оптимизацию, когда много нагрузили, с объёмом заданий и обязанностей не справляются, нет времени на друзей, погружены в виртуальную реальность, зависимы от компьютера и т.п.

Думаю, можно бесконечно читать Сергея Александровича и находить строчки, которые отзовутся и зацепят, заставят подумать, дадут возможность насладиться музыкой стихов.

Exit mobile version