В ноябре Театр драмы РК «Творческая мастерская» отметит тридцатилетие. Продолжаем серию интервью с молодыми актерами «ТМ», который подготовили для нас юнкоры.
Один из самых интересных молодых актеров этого популярного, необычайно притягательного театра — Александр Галиев.
– Александр, вы родились в Калуге, но теперь живёте в Петрозаводске. Почему переехали?
– В Калуге я оканчивал музыкальное училище по классу флейты, но в то же время занимался академическим вокалом. В определённый момент понял, что хочу поступить на вокал. Поехал в Петрозаводск — мой педагог по вокалу тоже здесь училась. В общежитии консерватории в то время была и актёрская студия. И я познакомился с ребятами-актёрами, которые учились на последнем курсе. Эти люди меня чем-то заворожили. И я решил поступать на актёрское отделение.
– Что для вас значит «ТМ»?
– Нас набирали как актёрский курс при «ТМ». Сначала мастером курса была актриса Людмила Филипповна Живых, одна из основательниц «Творческой мастерской». К сожалению, она умерла, когда наша учеба только началась, и наш курс возглавил Александр Лазаревич Побережный-Береговский, директор театра. Большинство наших преподавателей на курсе – актёры театра. И именно этот театр принял весь наш курс сразу после учёбы. Для меня «ТМ» бесспорно важна. Здесь я рос и обретал навыки существования на сцене. Это то новое, что нельзя получить в институте.
– Есть ли актёры, на которых вы равняетесь?
– Почти у всех старших актёров я чему-то учусь, что-то подмечаю для себя в их актёрской игре и беру на заметку. Но для меня загадка – Дмитрий Максимов. Он удивительный человек, спокойный и гармоничный. Это сильный профессионал, который может показать что-то уникальное, живое, поразительное.
Из российских и зарубежных актёров мне близки Олег Борисов, Евгений Миронов, Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман.
– Вы смотрите советские фильмы? Как вам игра актёров в них?
– Смотрю. Я думаю, это профессионально и мощно. Очень сильная актёрская школа. Мне кажется, что нынешняя школа слабее, и режиссёрская тоже. Современный театр зависит от многих факторов: тенденций индустрии, желаний зрителей и так далее. Но многое всё же зависит от режиссёра. Важен его посыл и желание. Если режиссёр приехал заработать деньги, то мало что выйдет хорошего. Иногда ощущается, что человеку нужно только заработать и больше ничего. А бывает наоборот: режиссёры, которые дают свободу актёрам. Они описывают их роль, предлагают варианты и ждут отдачи. С такими режиссёрами мне интересно работать.
– Что значит для вас ваша деятельность?
– Говорят, актёры служат театру, служат искусству, но для меня это профессия. Это навык, которому обучаются. Согласен, что не все люди подходят для этой работы, но и не из каждого человека получится электрик. Всё же этому можно научиться.
– Какое чувство испытываете перед выходом на сцену?
– Одна из моих первых ролей – нищий в «Дон Жуане». Роль длилась от силы полторы минуты. Я приходил за полтора часа, наносил грим этого нищего, волновался, пытался находить новые элементы для образа, смотрел фотографии бездомных, пытаясь подметить какие-то детали, например, как у них размазана грязь. Надо мной посмеивались взрослые актёры. Я ждал час от начала спектакля и потом выходил на пару минут. Но постепенно такое трепетное отношение к роли и к образу уходит. Сейчас волнение меньше, но появился исследовательский интерес: к изучению образа, новых внутренних актёрских техник.
– Влияет театр на вашу личную жизнь?
– Да, влияет. В каждой профессии есть процесс деформации личности. В театре это проявляется сильнее всего. Зачастую актёры норовят сыграть какую-нибудь роль, слишком эмоциональны. Я думаю, это человеческое. Мне помогает осознание того, что это только профессия. Это приземляет и отделяет профессию от жизни. Тем не менее некоторые черты героя остаются у меня и никак не могут пропасть.
– Самая любимая роль, какая лучше всего получилась?
– Это Алексей Карамазов в спектакле «Чисто российское убийство». Я обожал эту роль и даже в своё время написал пьесу про этого героя. Также одна из любимых ролей – герой из нашего дипломного спектакля «Ultimo café». Но мне дороги все спектакли в какой-то степени. Я не люблю роли, где персонаж раскрыт поверхностно, плохо исследован. Такая роль, например, у меня в спектакле «Про мою маму и про меня», где я играю шофёра Леху и Женю, помощника оператора.
– Часто ходите на чужие спектакли?
– Честно признаюсь, в последнее время редко. Меня это пугает. Не знаю, почему ушло это желание всё увидеть и всё посмотреть. Я не могу никак сходить на спектакль Национального театра «Валентинов день», хотя он мне очень интересен, и я знаю, как делался этот спектакль.
У меня есть предположение, почему пропало это желание. Я много ездил и смотрел на разные театральные школы, и меня это в какой-то степени разъедало. Казалось, что именно там энергия, настоящий и живой театр, место, где я мог бы пригодиться, раскрыться в полной мере. Я делал пару попыток попасть в другие театры, другие города, но сейчас уже не рвусь туда. Может быть, сейчас мало смотрю, чтобы не искушаться. А вообще уже многое видел, а повторы смотреть не так интересно.
– Хотели бы вы прославиться на весь мир?
– В каждом актёре сидит желание признания. Хочется, чтобы авторитетный человек сказал, что ты крутой. Знаю, что с детства у меня есть стремление к тому, чтобы меня похвалили, поставили пятёрку. Но с другой стороны, думаю, это не совсем здоровая ситуация.
– Если не актёром, то кем бы хотели быть?
– Я бы делал эксклюзивную мебель. Меня это привлекает. Или делал бы мужскую обувь.
– У вас есть хобби?
– У меня появилось интересное хобби совсем недавно. Сейчас занимаюсь ремонтом электрооборудования. В детстве я ходил в радиокружок и любил что-то чинить и паять. Сейчас понял, что мне бывает нужно побыть наедине для восстановления, и это увлечение даёт мне такую возможность. Давно хотел что-то делать своими руками. Пробовал собирать пазлы и модели, но не видел в этом смысла. Отремонтировать что-то, чтобы это заработало, приносило пользу и как-то оплачивалось, – совсем другое.
– На кого из персонажей книги или мультфильма вы похожи?
– Мне кажется, на главного героя из романа «Град обреченный» Андрея Воронина. Когда я читал книгу, чувствовал, какое-то очень мощное соединение с этим персонажем.
– В сети ВКонтакте, в разделе «Деятельность» у вас написано: «Театр, читаю поэзию и пытаюсь познать любовь». Вам удалось познать любовь?
– Иногда говорят, что не каждому дано любить. Мне кажется, это неверно. Не у каждого развит этот навык, но он в каждом заложен. Человек всегда пытается познать любовь, в себе её почувствовать и к себе её почувствовать. Думаю, в какой-то степени я смог познать её.
– Сегодня часто путают понятия «влюблённость» и «любовь». Что можете сказать об этом?
– Думаю, это жизненный этап, который каждый должен преодолеть. Человек сложно устроен в этом отношении. Когда влюбляешься, просыпаются гормоны, тебе хорошо и приятно, но если потом приходит осознание того, что человек не твой, следует отойти. Другая история – если наоборот, но это тоже нужно прожить. Это своего рода поиск своего человека. Нужно познать человека, понять его, принять.
– У вас есть девушка или жена? Ревнует ли она?
– Да, есть. Мы встречаемся уже два года. Она сама молодая актриса, всё понимает и не ревнует.
– Вы принимаете участие в известном инстаграм-сериале «Свои люди», где играете мужа Толю…
– В прошлом году вышел фильм «Ананас» с моим участием, его снял известный в Карелии и России режиссер и музыкант Владимир Рудак. Фильм получился очень хороший и многим понравился. Это был первый мой опыт съёмок в кино. Я люблю экспериментировать и кино для меня – что-то новое, необычное. После фильма «Ананас» мы затеяли этот проект, чтобы поддерживать себя в форме и придумали такие маленькие истории. Мы осознали, что это территория для поиска необычного и уникального.
Важно, что Владимир при работе над сценарием всегда ориентируется на конкретного актёра. Процесс съёмок динамичен и многое может поменяться. Актёр и герой, которого я играю, в таком случае имеют больше общего друг с другом. Ведь кинозрителя в отличие от зрителя в театре сложно обмануть. Для меня есть одна большая отличительная черта кино от театра – расстояние между актёром и зрителем. В театре этот барьер больше, чем в кино. Подобный фактор на многое влияет: на мимику, пластику, голос. В кино степень естественности должна быть больше. И потом мне очень нравится работать в этой команде.
Беседовал Никита Пахотов, ученик школы №38
Фото театра «Творческая мастерская»