Интернет-журнал «Лицей»

«Сад», или Метафора нового времени

Сцена из спектакля "Сад" Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина
Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

Первые отклики на премьерный спектакль «Сад» по пьесе Чехова «Вишневый сад» в Театре кукол Карелии

В Петрозаводске перед премьерой царил ажиотаж. Пьеса Чехова, «золотомасочные» режиссер и художник, поражающие воображение фотографии с репетиций — всё это подогревало интерес театралов. Даже на сдаче зал был переполнен, слушали и смотрели напряженно.

«Лицей» попросил поделиться своими впечатлениями о спектакле первых его зрителей.

 

Наталья Ермолина: «Сильная вещь, перезагружающая петрозаводскую сцену» 

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

– Спектакль меня удивил, изумил, взбодрил и еще раз убедил, что Петрозаводск ни разу не провинция. По крайней мере, театральная.

Я шла на премьеру абсолютно чистая в плане знаний о работе: кто что делал и кто кого играл – не знала. Только из обрывков каких-то маленьких историй в соцсетях была в курсе, что к работе причастны хореограф Саша Козин и актер и режиссер Леонид Прокофьев. Больше – ничего. И это помогло сохранить нейтральность и непредвзятость при восприятии. Я смотрела как бы с нуля. Тем более, что основная задумка – маски – сработала со мною заодно. Я вообще будто была на спектакле гастролирующего театра, не узнавала актеров и не путала личное отношение к исполнителю с восприятием его образа.

Такой удивительно цельной и убедительной работы давно не видела. Органика движений, четкость рисунков ролей и отсутствие всякой заштампованности персонажей Чехова помогают взглянуть на «Вишневый сад» как на метафору нового времени. И кто пилит сад, и кто греется вокруг морально разложившейся Раневской, и какие социальные роли современности мы можем наложить на прописанные персонажам Чехова качества. Спасибо неизвестному мне до этого режиссеру Александру Янушкевичу. Занесу это имя в театральный блокнот. Буду следить за творческими шагами.

А еще меня впечатлило, как хорошо вмонтирован хореографический рисунок Саши Козина в сценодвижение всего действа. Нет нарочитых и искусственных танцев, есть движение сюжета с помощью танца. Это естественно, как жизнь, и настолько современно, что радуешься за наш театр – наконец-то перформер и специалист по contemporary dance Александр Козин проник в занафталиненную классику и взбил там легкую пыль своими ногами.

Одно из сильнейших потрясений – Фирс в исполнении Леонида Прокофьева. Я видела много разных Фирсов в различных театрах страны. Но Прокофьев – это апгрейд всего того, что мне довелось посмотреть. Классический Фирс – это сквозная линия, протянутая через ткань пьесы, здесь же он из второстепенных не только вырывается в главные, но еще и ставит красивую точку в конце. Для меня педагог Прокофьев здесь открылся с актерской стороны.
Впрочем, в этом спектакле все роли настолько сильны, что про каждого готова написать отдельно. И, собственно, хочу сказать, что эту постановку смело и уверенно Театр кукол может номинировать на «Золотую маску». Поскольку это сильная вещь, перезагружающая петрозаводскую сцену и выводящая местный театр на новый прогрессивный уровень.

 

Борис Гущин: «Увидел трагедию о весьма неприятных людях»

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

–  Спектакль понравился и не понравился одновременно. Понравился — потому что во многом принимаю современные режиссерские приемы. Не понравился — объявлена комедия о чеховских персонажах, не нужных, но очень милых героях. Я же увидел трагедию о весьма неприятных людях. Хотя исторически и литературно так им и надо.

 

 

Наталья Шилова: «Текст у Чехова совсем под другое заточен» 

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

– Мне только пару раз за спектакль хотелось посмотреть, что там в соцсетях новенького. А это, я считаю, хороший результат. Хотя первые минут пять надо просто перетерпеть. Это, конечно треш и бэдтрип. Там даже короткий диалог состоялся у нас:

— Это какие-то адовы 90-е!
— Это адовы 90-е, которые косплеят адовы 30-е!

Но в итоге Лопахин годный (кроме эпизода, где он завывает, как Кинг Конг), битва Лопахина на кулачках за сад трогательная и прекрасная, грим Яши на пятёрку, массовые сцены, где кукольность видна и ощутима, особенно органичны, хореография, оформление сцены профессиональные. А лучше всего — серьёзно — два персонажа, которых нет у Чехова. Русская царевна и призрак Мамы. Вот прям хороши. Ну, и характерно, что это персонажи без реплик. Текст у Чехова совсем под другое заточен и сильно сбивает иногда актеров с того кукольного гротеска, который они хотят делать. Мне кажется.

 

Валентина Макарихина: «Янушкевич придумал «Сад», где все герои больны душевной глухотой»

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

– Герои Янушкевича не слышат друг друга – каждый занят собой. Эгоизм, возведенный в абсолют. Точно подмеченная черта нашего времени. Режиссер надел на актеров маски – некрасивые, жуткие, морщинистые, отечные. Они разные, но все со следами жизненных потерь и огорчений, обыденной лжи, приспособленчества. Это маски персонажей, которые герои примеряют, с которыми идут по жизни, срастаясь с ними, забывая, кто они есть на самом деле. Так Раневская, с ее избыточной интонацией трагической актрисы, транслирует окружающим погруженность в печаль о своей горькой судьбе, и зритель смеется, видя, сколько очарования она находит в этом созданном ею образе. Янушкевич придумал «Сад», где все герои больны душевной глухотой и не способны к сочувствию. Наблюдать за тем, что происходит с этим миром эгоистов, тревожно, но очень интересно.

 

 

Илья Тимин: «В актёрах на сцене узнавал себя и знакомых»

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина

– Театр кукол для взрослых. Фотографии анонса пугали страшными масками. Но ведь куклы, а куклы всегда с маской на лице. Да и античный театр, что дал жизнь жанру, тоже был неразлучен с масками. Я не театрал, но на вопрос супруги: «Сходим?», сказал уверенное «Да» .

«Вишнёвый сад» Чехова читал еще в университетские годы, поэтому первую половину спектакля вникал в стиль и сюжет. В актёрах на сцене узнавал себя в той или иной ситуации. И знакомых. А значит, игра актёров удалась. Комедийные поведенческие пародии Чехова на всех нас были переданы точно. И страшные маски позволяли не отвлекаться на игровую мимику актёра, а вспоминать свои ужимки и гримасы. Пять баллов. Смело, вызывающе, устрашающе и гениально одновременно.

Сцена из спектакля «Сад» Театра кукол Карелии. Фото Михаила Никитина
Exit mobile version