Михаил Юфа родился в 1939 году в Ленинграде. Рисовал и читал лет с пяти. В блокаду выжил благодаря помощи отца, попавшего из-за ранения с передовой в охрану.
Одним из ярких воспоминаний его детства стала эвакуация с матерью и сестрой из осажденного города на барже под бомбежкой. Тогда из трёх барж утонули две, вместе с людьми. Затем была жизнь на грани выживания в городе Топки Кемеровской области. В Ленинград вернулся в в 1945 году.
В 1957 году Михаил окончил 222-ю школу, которая находится недалеко от Русского музея и филармонии. В ней учились известные художники и писатели. Как и многим молодым людям, интересующимся искусством, хрущевская оттепель расширила его представления о западной культуре, повлияла на формирование взглядов.
После недолгой учёбы в текстильном институте, он два года посещал художественную школу при Таврическом училище, а в 1959 году поступил на графическое отделение Ленинградского педагогического института имени Герцена.
После его окончания преподавал в Петрозаводске, куда приехал по направлению в 1964 году. Сначала в школе, потом на худграфе в педучилище. С 1975-го по 1995 год он жил за счёт своего творчества, продавая картины.
Всю жизнь Михаил придерживался кредо своего учителя Рената Фридмана: «Можно закончить две Академии художеств, но, если вы не родились художником, то вы им не умрете». Произведения Михаила Юфа, вся его жизнь — пример серьезного отношения к своему предназначению. Он никогда не успокаивается на достигнутом и постоянно расширяет свои познания в живописи, особенно во время поездок на творческие дачи, где иногда встречались самобытные мастера.
Живописная манера Юфы, его внутренняя свобода, уверенность в том, что он делает, многим его коллегам, а тем более чиновникам от искусства, пришлись не по душе, что и определило все его сложности в 1960 -70-е годы.
В 1974 году он получил мастерскую, а через год был принят в Союз художников СССР. Позже он смог доказать свою правоту, став признанным мастером в пейзаже, портрете и особенно в натюрморте. В нем он смог наиболее полно себя реализовать, показать свою индивидуальность, свою философию. Колорит стал главным средством выражения его отношения к окружающей действительности. Поэтическая аура, энергия цветовых масс, чувственность — все это отличает его картины. В каждом полотне (пейзаже, натюрморте, портрете) Юфа — «демиург, рождающий всякий раз заново землю, воду, небо, каждый отдельный предмет, живое существо».
Михаил Юфа любит читать и слушать музыку и не любит сидеть на месте, что отражено в его картинах: «Осень в Гурзуфе», «Седые стены Старой Ладоги», «Валаам. Никольский скит», «Старая Рига» и других. Будучи честным перед самим собой и его величеством Искусством, Михаил Шлемович лишь к сорока годам смог назвать себя художником. И это не поза. Он всегда держал планку, работал искренне, но без натуги, не опускался до примитивного реализма, которого требовала эпоха, даже когда работал по заказу, что бывало редко.
В юбилейном 2009 году у художника состоялась большая персональная выставка — 4-я по счету, на которой было показано более 50 произведений (из 700 написанных) из собрания Музея изобразительных искусств Карелии, частных коллекций, из мастерской. В 1999 году ему было присвоено звание народного художника Карелии. В последние годы он преподавал рисунок и живопись на архитектурном факультете Петрозаводского строительного техникума.