Интернет-журнал «Лицей»

Юфа Михаил Шлемович

Михаил Юфа. Фото Виктора Хаскина
Михаил Юфа. Фото Виктора Хаскина
Михаил Юфа родился в 1939 году в Ленинграде. Рисовал и читал лет с пяти. В блокаду выжил благодаря помощи отца, попавшего из-за ранения с передовой в охрану.

Одним из ярких воспоминаний его детства стала эвакуация с матерью и сестрой из осажденного города на барже под бомбежкой. Тогда из трёх барж утонули две, вместе с людьми. Затем была жизнь на грани выживания в городе Топки Кемеровской области.  В Ленинград вернулся в в 1945 году.
В 1957 году Михаил окончил 222-ю школу, которая находится недалеко от Русского музея и филармонии. В ней учились известные художники и писатели. Как и многим молодым людям, интересующимся искусством, хрущевская оттепель расширила его представления о западной культуре, повлияла на формирование  взглядов.
После недолгой учёбы в текстильном институте, он два года посещал художественную школу при Таврическом училище, а в 1959 году поступил на графическое отделение Ленинградского педагогического института имени Герцена.
После его окончания преподавал в Петрозаводске, куда приехал по направлению в 1964 году. Сначала в школе, потом на худграфе в педучилище. С 1975-го по 1995 год он жил за счёт своего творчества, продавая картины.
Всю жизнь Михаил придерживался кредо своего учителя Рената Фридмана: «Можно закончить две Академии художеств, но, если вы не родились художником, то вы им не умрете». Произведения Михаила Юфа, вся его жизнь — пример серьезного отношения к своему предназначению. Он никогда не успокаивается на достигнутом и постоянно расширяет свои познания в живописи, особенно во время поездок на творческие дачи, где иногда встречались самобытные мастера.
Живописная манера Юфы, его внутренняя свобода, уверенность в том, что он делает, многим его коллегам, а тем более чиновникам от искусства, пришлись не по душе, что и определило все его сложности в 1960 -70-е годы.
В 1974 году он получил мастерскую, а через год был принят в Союз художников СССР. Позже он смог доказать свою правоту, став признанным мастером в пейзаже, портрете и особенно в натюрморте. В нем он смог наиболее полно себя реализовать, показать свою индивидуальность, свою философию. Колорит стал главным средством выражения его отношения к окружающей действительности. Поэтическая аура, энергия цветовых масс, чувственность — все это отличает его картины. В каждом полотне (пейзаже, натюрморте, портрете) Юфа — «демиург, рождающий всякий раз заново землю, воду, небо, каждый отдельный предмет, живое существо».
Михаил Юфа. Дворик у дома А.П. Чехова в Гурзуфе. 1989
Михаил Юфа любит читать и слушать музыку и не любит сидеть на месте, что отражено в его картинах: «Осень в Гурзуфе», «Седые стены Старой Ладоги», «Валаам. Никольский скит», «Старая Рига» и других. Будучи честным перед самим собой и его величеством Искусством, Михаил Шлемович лишь к сорока годам смог назвать себя художником. И это не поза. Он всегда держал планку, работал искренне, но без натуги, не опускался до примитивного реализма, которого требовала эпоха, даже когда работал по заказу, что бывало редко.
Михаил Юфа. Тревожный закат. Первая часть триптиха «Древние рубежи родины». 1982
В юбилейном 2009 году у художника состоялась большая персональная выставка — 4-я по счету, на которой было показано более 50 произведений (из 700 написанных) из собрания Музея изобразительных искусств Карелии, частных коллекций, из мастерской. В 1999 году ему было присвоено звание народного художника Карелии. В последние годы он преподавал рисунок и живопись на архитектурном факультете Петрозаводского строительного техникума.
Михаил Юфа. Зов. 2002
Михаил Юфа. Ассонанс
Михаил Юфа. Белая ночь
Михаил Юфа. Белая ночь. Воспоминание о лете
Михаил Юфа. Желтые цветы. Воспоминание о лете
Михаил Юфа. Ночной Гурзуф. 1989-1990
Михаил Юфа. Портрет студента. 1968
Михаил Юфа. Нойбранденбург вечером
Exit mobile version