В школах-интернатах сейчас нет ни в чем нужды. Этот расхожий миф рушится, стоит лишь сюда наведаться
К зданию специальной коррекционной общеобразовательной школа-интерната № 21 несколько лет назад сделали пандус. Здесь он необходим: в этой школе учатся и живут дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. У второго здания пандуса пока нет: его заменяют три широких, сколоченных вместе доски. Зато в этом жилом корпусе недавно открылись кабинет лечебной педагогики и гостевая комната.
На этот вопрос директор школы Галина Дмитриевна НАЛЕЙКИНА ответила так:
– В нашей школе вместе с ребятами из обычных семей учатся семеро сирот. На каникулах кто-то уезжает домой, кого-то забирают к себе в гости наши опорные семьи. Оставшиеся ребята живут в квартире, которую мы отремонтировали и оснастили по последнему слову техники. Они учатся сами готовить, стирать, мыть посуду, наводить порядок. В общем, ребенок пробует себя в роли самостоятельного человека. При необходимости ему, конечно, поможет воспитатель.
Сегодня в коррекционной школе учатся 115 человек – 86 петрозаводчан и 29 ребят из районов Карелии. Все воспитанники школы страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата в разной степени. Одни ходят самостоятельно, другие передвигается с костылями или на коляске.
Большинство детей имеют сложную структуру нарушений. Это когда у ребенка не просто проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но он еще и плохо слышит или говорит, или видит. Это вносит коррективы и в обучение. Средняя общеобразовательная программа продлевается до 12 лет, ведь в любой момент ученик может прервать обучение из-за болезни или операции. Поэтому ребята в школе учатся до 23 лет. В классах по 5 – 10 человек, а вот уроки стандартные – 40 минут.
В каждом кабинете стоит кушетка, на которой ребенок может отдохнуть. Есть среди ребят и такие, кто занимается только лежа, со специальными подставками для учебников.
– А это наша гордость – две комнаты «Мать и дитя», – говорит директор школы. – Здесь живут дети и их ближайшие родственники – мамы, бабушки, которые привезли к нам на реабилитацию ребятишек.
Примерно месяц требуется будущим воспитанникам для того, чтобы привыкнуть к школе, подружиться со всеми.
…Два часа мы провели в экскурсии по двум корпусам интерната. В 2009 году ему исполнится 40 лет. По зданию и близлежащим постройкам это заметно. Рядом с уютными, заново отремонтированными кабинетами, соседствуют те, что ремонта только ожидают. Несмотря на такой контраст всюду царят чистота и уют, на окнах новые, со вкусом сшитые занавески. Кое-где примостились живые цветы в горшках и кадушках, в холлах вывешены рисунки и поделки воспитанников.
Обслуживающий персонал, воспитатели, учителя, медики делают все для того, чтобы ребятам было удобно жить и учиться в плохо приспособленных для детей-колясочников помещениях: кое-где удалось расширить коридоры и дверные проемы, убрать пороги и создать зоны, где ребенок может передвигаться без помощи взрослого.
— Галина Дмитриевна, а здесь как дети передвигаются?
– Здесь мы носим детей на руках, по-другому пока никак. Мечтаю вместо этого оконного проема сделать полноценный выход и стеклянный переход к столовой. Тогда ребята смогли бы сами приходить завтракать и обедать. У нас пятиразовое питание. Представьте, как устают младшие воспитатели к концу рабочего дня.
Минувшим летом в интернате завершился еще один долгий процесс. Школа получила лицензию на оказание медицинских услуг. Сейчас детям помогают с помощью массажа, парафинолечения, лечебной физкультуры и лекарств. У школы заключен договор с Детской республиканской больницей и поликлиникой № 2, где проводятся все необходимые исследования.
Возят воспитанников в лечебные учреждения на собственном транспорте – один из трех микроавтобусов интерната специально оборудован подъемником. Кстати, пока это единственная такого рода машина на всю республику.
Такие приятные изменения произошли за последние три года. Когда в 2005 году Галина Дмитриевна Налейкина пришла на новую работу, ей пришлось в школе многое изменить. Рассказывает она об этом крайне неохотно. Пообщавшись с бывшими воспитанниками интерната, я узнала, что коридоры плохо освещались, на стенах висели старые плакаты с забытыми лозунгами.
– Финансирование школы улучшилось благодаря национальным проектам?
– К сожалению, учебные заведения нашего типа в нацпроекте не присутствуют. Сколько я говорила об этом на совещаниях, заседаниях… Говорят, средств недостаточно. В целом два года назад ситуация немного улучшилась: удалось купить специализированный автобус, заменить проводку в жилом корпусе. Свой кабинет в учебном здании я отдала под учительскую, а сама перешла в эту просторную комнату – по предписанию здесь нельзя находиться детям и учителям. До сих пор не можем найти 100 тысяч рублей для еще одного пандуса, необходимы средства для капитального ремонта сантехники и электрики в учебном корпусе. Так что нам здесь не до роскоши, – улыбнувшись, заканчивает свой рассказ Галина Дмитриевна Налейкина.
"Лицей" № 4 2008