«Путешествие в Россию» в Музее изобразительных искусств Карелии.
Немногие музеи могут похвастаться наличием в своих коллекциях альбома посла Священной римской империи барона Августина Мейерберга «Путешествие в Московию», которое он совершил в середине 1661 – 1662 годах. Впервые он был издан в 1827 году. В Музее изобразительных искусств Карелии такой альбом есть – 80 графических листов, зарисовки о жизни России в середине XVII века. 20 из них петрозаводчане могут увидеть на новой выставке «Путешествие в Россию», открывшейся 19 октября и посвященной 1150-летию российской государственности, которое отмечается в этом году, объявленном Годом истории.
Открытие выставки
Титульный лист альбома Мейерберга
Я не случайно начала с рассказа об австрийском дипломате. Именно его книга подсказала концепцию новой экспозиции ее кураторам Елене Никулиной и Сергею Сергееву: представить (именно представить) историю государства прежде всего через портреты людей. Если коротко, это история России в лицах. И поэтому с портретами царей, в том числе из дома Романовых, соседствуют изображения видных общественных деятелей и полководцев, простых офицеров и крестьян. Древние иконы, изображающие русских святых, портреты, жанровая живопись, русский пейзаж, фотография…
Неизвестный художник XVIII века. Дочери Петра I Анна и Елизавета
Паоло Трубецкой. Портрет Льва Толстого
Карл Август Зеф. Портрет директора водных коммуникаций графа Якова Сиверса
Константин Рудаков. Портрет Петра I
Многие из них, в первую очередь работы художников XIX века, за всю свою 52-летнюю историю музей никогда не выставлял, они хранились в фондах. Завершают экспозицию работы из проекта санкт-петербургского фотохудожника Андрея Чежина «В гостях у Буллы», построенные на документальных фотографиях конца XIX – начала ХХ века. Карл Булла считался отцом российского фоторепортажа. На его снимках Россия и ее народ накануне великих потрясений, совершенно нового этапа в ее истории. Кстати, Булла снимал семью последнего русского императора.
Сергей Колесников. У околицы
Фото из проекта А. Чежина
Возможно, история в лицах в интерпретации нашего музея покажется кому-то не такой полной, как хотелось бы. Но это невозможно физически. Однако подобной выставки, построенной одновременно на документах и произведениях искусства, в Музее изобразительных искусств, пожалуй, не было. Хотя каждая выставка здесь – событие в художественной жизни Петрозаводска.
И еще. Если и совпадение, то не случайное: в эти осенние дни в трех ведущих наших музеях – изобразительных искусств, Национальном, музее-заповеднике «Кижи» – работают исторические выставки. Насколько известно, ожидается еще одна – в самом молодом петрозаводском музее – промышленной истории столицы Карелии. Причем, ни одна выставка не повторяет другую, у каждой свое лицо, своя тема, но при этом они создают историческую картину, как бы проецируя в ней историю России на историю ее маленькой частицы – Олонецкой губернии.
Мне показалось интересным эти три экспозиции – такие разные, но так дополняющие друг друга, – объединить на одной экспозиционной площадке. Тем более, как рассказала на пресс-конференции директор Музея изобразительных искусств Наталья Вавилова, такой опыт у наших музеев есть. Правда, использовали они его на выезде – в Москве и за границей. В Петрозаводске, к сожалению, нет столь представительного выставочного центра.
Впрочем, у петрозаводчан есть возможность побывать в эти осенние дни во всех трех музеях – посмотреть, вспомнить есть что, да и подумать о чем. Осень в Петрозаводске посвящена истории.
Фото автора