Интернет-журнал «Лицей»

И сколько там открытий чудных!

Даже афиша сказочная

Когда приведете на выставку «Чудо-дерево» детей, купите им билеты, запустите в выставочный зал и не мешайте.

Сегодня  время переосмысления старых истин и аксиом. Однако одно утверждение остается, к счастью, вне критики: для детей нужно писать так же, как и взрослых, но только талантливее, интереснее, ярче. И не только писать, но и рисовать, ставить спектакли, наконец, создавать выставки.

Одну из них  – «Чудо-дерево» – представил на этой неделе музей-заповедник «Кижи». Причем выставка партнерская, а партнер ни больше, ни меньшекакГосударственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Санкт-Петербурга. Несмотря на столь взрослое название музея  выставка посвящена русской детской поэзии ХХ века.

Как бы ни относились мы к своему советскому прошлому, нельзя не признать очевидное: та эпоха родила замечательных детских писателей и поэтов, которые сегодня по праву считаются классиками детской литературы. Я знаю многие семьи, в которых хранятся старые книжки Даниила Хармса и Корнея Чуковского, Самуила Маршака и Агнии Барто. Пусть обветшавшие, подклеенные, перешедшие от бабушек к детям, от них к внукам, но отнюдь не обесцененные временем. Это подтверждает и такой факт: дети, родившиеся в XXI веке, не только охотно слушают их стихи, но и знают наизусть.

Вернисаж в выставочном зале музея, что на улице Федосовой, наглядно убедил в этом. Но детская литература ХХ века это еще Квитко, Матвеева, Заходер, Берестов, Сапгир, Кушнер, Токмакова, Мориц, Левин, Муха, Яснов и десятки других имен.

Как многие сегодняшние детские выставки эта тоже интерактивная. Здесь можно побывать в чреве крокодила, превратить Корнея Чуковского в Дон Кихота или в пирата, решить самую сложную в своей жизни сказочную математическую задачу, сыграть в шахматы с английской королевой, создать свои стихотворные строки, познакомиться с дамой, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж (и далее по списку или, скорее, по известным стихам) и еще многое другое.

Только дети могли увидеть в Корнее Чуковском Дон Кихота

Только дети могли увидеть в Корнее Чуковском Дон Кихота

Оживший персонаж

Последние инструкции перед тем как попасть в пасть крокодила

А это желающие сыграть в шахматы с… королевой английской

А еще здесь стихи окружают посетителей не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. И ни одной таблички «Проход воспрещен», «Руками не трогать». Поэтому позволю себе совет: когда приведете на выставку своих детей или внуков, купите им входные билеты, запустите в выставочный зал. И не мешайте  им. Творить, совершать свои маленькие открытия, а, может быть, открыть новый мир. Чтобы убедиться самим, как интересны и талантливы ваши дети. И это еще один урок выставки, но уже для взрослых.

Отдельная часть экспозиции «Стихи на ощупь» была изначально придумана художником Александром Райхштейном для незрячих и слабовидящих детей, что очень важно. Хотя теперь в нее могут поиграть не только они, но все желающие.

Так складывают стихи. Пока чужие

Творческие секреты

Детский возраст посетителей выставки заставил  ее организаторов изменить сложившийся вернисажный ритуал: вместо взрослых выступлений, поздравлений,  благодарностей создателям выставки, те же детские стихи, но уже  карельских авторов – Игоря Вострякова, Елены Харламовой, Веры Линьковой, книги которых были выставлены  на стеллажах (помогла детская библиотека). А главный сюрприз – выступление Театра кукол Карелии и раздача цветных воздушных шаров – стали ярким завершающим аккордом выставки.

Гость вернисажа — детский писатель Вера Линькова

Будущие театралы

Чай не предлагали, но изучить самовар можно было

Правда, хотя выставка детская, она может стать и интересным уроком для взрослых. Многие из них, кстати, пришли на выставку без детей. Для себя.

Финал праздника

Фото автора

 

 

Exit mobile version