Татьяна Танцева и Татьяна Сеппянен о том, какой быть малочисленной сельской школе.
Мы уже рассказывали, что впервые в Карелии 15 февраля проведен День малочисленной сельской школы. Инициатор — Совет Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК при поддержке Комитета по образованию, культуре и делам молодежи Законодательного собрания РК, Министерства образования РК, Карельской государственной педакадемии.
Сегодня мы публикуем тексты двух выступлений на круглом столе в Законодательном Собрании РК «Большое внимание маленькой школе», в которых есть конструктивные предложения по развитию таких школ.
Какая малочисленная малокомплектная школа нужна сегодня
1. Масштабы наших территорий, природно-географические и климатические условия.
2. Последствия закрытия школы на такой территории для общества, так как, когда уходит образование из села или поселка, происходит накопление деклассированного населения в угрожающем количестве.
Значит, такая школа пока должна существовать. Насколько растянется этот период, вряд ли кто-то может сказать конкретно. Именно по этой причине сегодня требуется решать другой вопрос: какой должна стать малочисленная малокомплектная школа, что нужно сделать, чтобы она соответствовала требованиям времени.
Необходимые внешние действия:
- Образовательное учреждение (ОУ) должно иметь все необходимое для функционирования в рамках государственных требований и должны быть при этом учтены особенности малокомплектной школы.
- Интернет должен быть действительным, а не номинальным, чаще – отсутствующим.
- Отчетность – строго регламентированной, так как в подобных школах этот вид деятельности по всем вопросам жизнеобеспечения и деятельности ложится на плечи малочисленной школьной администрации (часто на директора и заместителя, работающего на 0,5 ставки, иногда на директора, представляющего всю администрацию в одном лице).
- Упорядочение в обеспечении транспортом и его обслуживании (топливо и ремонт, особенно кадры водителей, их зарплата). Данные вопросы должны решаться на уровне Республики Карелия.
- Педагогические кадры. Скоро этот вопрос станет самым главным. Их подготовка должна быть специализированной, ориентированной на работу в маленькой сельской школе. Молодежь необходимо заинтересовать жильем, зарплатой, возможно, особым зачетом стажа работы (скажем, год за полтора), еще какими-то льготами. У пенсионеров-педагогов, проработавших всю жизнь на селе, при закрытии школы должна быть возможность переезда (при желании) в другие населенные пункты.
Необходимы внутренние действия:
Самые большие изменения я связываю с педагогическими коллективами этих школ.
Каким он должен быть? Коллектив педагогов должен уметь работать в рамках современных требований, быть мобильным, обучаемым, работоспособным, должен расширять образовательное пространство обучающегося внутри и снаружи учебного заведения, через общение с другими школами и учреждениями, через дистанционные формы обучения, использовать все возможности образования для воспитания граждан своей страны.
Чтобы жить – надо работать школе и надо работать государству. Другого пути нет.
Татьяна Ивановна Танцева,
Председатель Совета Ассоциации сельских малочисленных школ Республики Карелия,
директор МОУ «Пушнинская средняя общеобразовательная школа»
Беломорского муниципального района РК
Преимущества новой редакции закона о межбюджетных отношенияхв РК
по отрасли «Образование»
Модернизационные процессы в сфере общего образования невозможно осуществлять без обновления финансовых механизмов в отрасли. К сожалению, очень часто законодательство носит догоняющий характер и является препятствием на пути развития. В течение последних двух лет велась активная работа по внесению изменений в региональное законодательство в части межбюджетных отношений. С января 2012 года мы финансируем отрасль «Образование» на основе измененного закона «О межбюджетных отношениях в РК». Каковы же преимущества этих изменений и каковы социальные эффекты от использования закона в новой редакции?
1. Использование подушевого норматива в сельских образовательных учреждениях позволяет сохранить прежний объем финансирования при переходе ребенка из одной школы в другую. Предыдущая редакция закона приводила к значительным потерям средств субвенции в связи с тем, что финансировался класс-комплект. При переходе нескольких учеников малой школы в большую происходило следующее: даже незначительное сокращение численности учащихся (5-6 детей) влекло за собой уменьшение количества классов-комплектов на 1 или 2, естественно сокращался объем финансирования (потери составляли более миллиона рублей). При поступлении этих же детей в другую школу района, более крупную, существенного увеличения классов-комплектов не происходило, т.к. дети просто растворялись в контингенте уже сформированных и учтенных классов, поэтому увеличения объема субвенции не происходило.
Каковы социальные эффекты этого изменения? Это позволяет муниципальной власти более гибко выстраивать сеть муниципальных образовательных учреждений. При реструктуризации сети деньги остаются в районе. Поэтому в ходе оптимизации сети исчезает сугубо экономический мотив, остаются главные аргументы при принятии решения о закрытии школы: качество образования и ответственность населения.
В настоящее время все малочисленные учреждения района (речь идет о Пряжинском национальном муниципальном районе Республики Карелия) имеют лицензию, государственную аккредитацию. Устойчивые результаты государственной аттестации выпускников малочисленных основных школ не дают повода сомневаться в качестве образования. Ответственность родителей проявляется в их готовности принимать участие в обустройстве школы, партнерство в проектной деятельности, совместное с администрацией школы принятие решений. У школьного коллектива появляется уверенность в завтрашнем дне после многолетних сомнений «закроют – не закроют».
2. Увеличение норматива на детей с особыми образовательными потребностями позволяет формировать такие образовательные программы школ, при которых максимально учитываются особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях небольших сельских школ весьма затруднительно создавать классы КРО (коррекционно-развивающего обучения), кроме того их создание противоречит идее инклюзивного образования, у многих родителей и директоров школ вызывает протест изоляция детей с проблемами в обучении в «интеллектуальное гетто». Ранее, при обучении детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) интегрированно, т.е. в общеобразовательных классах, происходили потери средств субвенции (до 5 млн. руб. в 2011 году). Сейчас есть возможность финансировать обучение детей на дому, по индивидуальным учебным планам, в специальных классах, дистанционно.
3. Подробное содержательное наполнение каждого норматива позволяет осуществлять более тщательный анализ эффективности распределения средств субвенции по статьям расходов, на основе которого можно видеть резервы и избегать необдуманных решений. Закон действительно становится инструментом, с помощью которого можно управлять такими процессами, как:
– реструктуризация сети в целях достижения качества образования;
– обновление содержания стимулирующей части ФОТ (фонд оплаты труда) в зависимости от конкретной ситуации в учреждении;
– оптимальное формирование штатных расписаний, на основе пропорционального соотношения педагогического, управленческого, технического персонала.
4. Внесение изменений в закон РК «Об образовании». В новой редакции закона четко определяется статус малокомплектной сельской школы, что позволит увеличить норматив финансирования таких учреждений.
Однако стремительно развивающиеся события в отрасли ставят новые проблемы, пути решения которых лежат через совершенствование механизмов финансирования. Какие еще позиции нуждаются в доработке?
1. Учет особенностей школ, в зависимости от их статуса. Подход к формированию норматива должен быть дифференцированным и учитывать особенности учреждений и муниципалитетов. Кстати, эта мысль отражена в бюджетном послании Главы Республики Карелия Законодательному Собранию. В настоящее время не учитываются особенности школ, находящихся в поселке городского типа. Как правило, такое учреждение является единственным в населенном пункте, обучает всех детей поселка и не может комплектоваться строго по заданному нормативу наполняемости класса из расчета 25 человек в классе. Такое учреждение принимает на себя функции, несвойственные городским учреждениям, например, подвоз детей к месту учебы из других населенных пунктов. Учитывая необходимость безусловного исполнения поручения Президента Российской Федерации Путина В.В., по вопросу модернизации системы общего образования через укрепление материальной базы ресурсных центров, на подобные школы, имеющие такой статус, возложены дополнительные функции. Данное обстоятельство пока никак не отражено в межбюджетных отношениях. Подход к финансированию школ поселков городского типа как «городских» особенно несправедлив на фоне применения повышенного норматива к малочисленным учреждениям, находящимся географически в столице региона. Включение некоторых городских школ в список малочисленных дискредитирует саму идею поддержки сельских малочисленных школ, а также приводит к стагнации городской системы образования и оттягивает бюджетные ресурсы от негородских школ.
Несовершенство норматива финансирования сельских школ проявляется еще в том, что норматив не учитывает расходы на содержание пришкольных интернатов, являющихся структурным подразделением школ. В таких школах трудно достичь идеальных показателей по заданным параметрам эффективности сети, т.к. необходимость содержать штаты воспитателей, ночных нянь в интернатах отягощает бюджет учреждения. В Пряжинском районе пришкольные интернаты содержатся за счет средств местного бюджета, хотя наличие интернатов является прямым следствием процессов реструктуризации и оптимизации сети школ.
Норматив не учитывает особенности Пряжинского района как национального. В большинстве школ изучаются карельский и финский языки, что требует от школ реализации образовательных программ в рамках только шестидневного учебного плана. Законопроект «О внесении изменения в Закон Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия» позволил увеличить фонд оплаты труда учреждений, реализующих программы этнокультурного образования, направив средства на вознаграждение педагогов, изучающих родные языки, но в целом это не компенсирует всех расходов учреждения. Но важнее даже не дополнительное финансирование изучения родных языков, а внимание законодателей к тем учреждениям, которые принимают на себя эту особую миссию.
Сейчас предстоит большая работа по разработке норматива на услуги дошкольного образования. Считаю необходимым учесть следующие позиции, ставшие результатом предыдущих процессов в образовании:
– «реструктуризация» привела в большинстве муниципальных районов к объединению школ и детских садов в одно юридическое лицо. В настоящее время такие учреждения финансируются из разных уровней бюджетов, что создает ситуацию социальной несправедливости (например, разница в окладах учителя и воспитателя), а также массу бюрократических сложностей при бухгалтерском учете. Нормативы на дошкольное образование должны разрабатываться с учетом всех достижений законодательства в части финансирования общего образования и представлять собой единую, взаимосвязанную систему.
– «оптимизация» привела к закрытию малочисленных учреждений в отдаленных населенных пунктах. После закрытия школ, детских садов там родились дети, но инфраструктура детства уже разрушена. В нашем районе 68 детей проживает в таких населенных пунктах, где нет учреждений социальной сферы. Желательно, чтобы показатели для расчета норматива на услуги дошкольного образования учитывали не только контингент имеющихся учреждений, но и количество неохваченных детей, имеющих конституционное право на доступное дошкольное образование. Возможно, тогда у муниципалитета будут ресурсы на вариативные модели дошкольного образования в подобных ситуациях.
В большинстве муниципалитетов на систему образования, в том числе и органы управления образованием, возложены обязанности по профилактике социального сиротства, опеке и попечительству. Законодательство РК в этой части также несовершенно и нуждается в пересмотре.
P. S. Что касается «недостаточно настойчивого лоббирования», считаю, что Законодательное Собрание РК существует не для удовлетворения амбиций отдельных лоббистов, а для того, чтобы законодательно поддерживать процессы развития всех территорий региона.
Сеппянен Татьяна Павловна,
начальник отдела образования Администрации
Пряжинского национального муниципального района РК,
член Совета Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия