Свет в окнах
Хотя занятия проходят в первую смену, свет в окнах гаснет только к вечеру, когда пустеют группы продленного дня, завершают работу кружки, студии и секции. Школа в Кончезере, как и многие другие школы на селе, стала социокультурным центром. Ученики прямо в школе поют, танцуют, выпускают собственную газету, выращивают цветы, играют в теннис и волейбол.
Об учёбе без стрессов и правах Колобка
Уроки, которые я посетила, пролетели на удивление быстро. Поразила бесстрессовость обучения. Классы, в самом большом из которых 18 учеников, мирно работали с педагогом. На переменах никто из старших не выбегал покурить, в коридорах не наблюдалось «ледовых» побоищ с криками и пострадавшими. МалышАм комфортно в их уютных классах, а у старших забот хватает – надо сходить в столовую, заглянуть в библиотеку. Почитать им есть что: школа выписывает 14 периодических изданий для учителей и 7 для детей.
Надежда Дмитриевна Петрова, учитель начальных классов, с улыбкой рассказывает о своих четвероклашках:
К ученикам начальной школы относятся бережно, заранее начиная знакомить с преподавателями среднего звена. С третьим классом Людмила Викторовна Павлова, преподаватель истории и обществознания, провела беседу о защите прав ребенка. Тема ребят захватила.
– Скажите, дети, какие права Колобка были нарушены? Правильно, малыша оставили без присмотра, подвергли его жизнь опасности…
Есть в школе уполномоченный по правам ребенка. Своим адвокатом дети выбрали Л.В. Павлову. Случился серьезный конфликт: третьеклассники объявили бойкот мальчику из цыганской семьи. Мол, он плохо одет, неважно учится и вообще на них не похож… После серьезного разговора с детьми и обсуждения фильма «Чучело» обижать парня перестали.
Легче иголку в стоге сена отыскать
Школе нужны молодые специалисты: 21 из 35 работающих здесь педагогов старше 40 лет. Наталья Владимировна Цоцхалова, выпускница школы, преподает английский язык первый год. Говорит, еще в детстве собирала своих сестренок и братишек, соседских сорванцов и учила читать, выводить буквы и цифры. Ее нагрузка – 21 час в неделю плюс классное руководство. Зарплатой – 6600 рублей – она разочарована:
– Этого недостаточно. Очень надеюсь на новую оплату труда.
Директор школы Евгения Ивановна Мелентьева поделилась своей тревогой:
– Найти молодого специалиста для сельской школы – легче иголку в стоге сена отыскать. Нужно растить свои кадры, ведь жилья мы приезжим не предоставляем. Снимать квартиру или комнату молодому учителю не по карману. Поэтому ставку делаем на своих выпускников, которые выберут профессию учителя и вернутся в родную школу. Любовь Лонгиновна Махова больше 30 лет учит детей английскому, Татьяна Александровна Пачина – математике, а Надежда Сергеевна Корнилова работает завучем. Все они когда-то учились в нашей школе.
«Моя школа!»
– Не знаю, как все решится, – сокрушается директор. – Шофер ответственный, без вредных привычек, замены ему у нас нет. Программа «Школьный автобус» не учитывает сельские реалии. Что теперь делать с детьми из Марциальных Вод, как их возить?
В этот день в здании было прохладно – в селе устраняли какие-то неполадки в теплоснабжении. Если бы не шарф, который мне одолжили, вернулась бы из Кончезера простуженной. Но холод на настроение взрослых и детей не слишком повлиял, им было не до того, дел хватало. Здесь во главу угла ставят знания, а не сиюминутные результаты.
Среди выпускников Кончезерской школы 2008 года два медалиста. Поступили в вузы 9 человек из 14. «В Контакте» мне удалось пообщаться с выпускниками. Отклик Артема Сенькина самый красноречивый: «В какое бы время я ни пришел сюда, всегда знал: меня помнят, хотят знать о моей жизни, о моих достижениях. Проходя по знакомым коридорам и кабинетам, я отчетливо чувствую, это моя школа, мое детство».
* Из 166 учеников 58 из малообеспеченных семей, 46 из неполных. 12 приезжают из Марциальных Вод на автобусе.
* В дополнительном образовании заняты 90 % ребят.
* 22% детей живут в квартирах без удобств.
* 90% преподавателей имеют высшее образование.
* Стаж работы: от 20 до 30 лет – 53 %, свыше 30 лет – 23%.
* Больше 50% учителей используют новые информационные технологии.
Фото автора
"Лицей" № 12 2008