В Петрозаводске 27 – 29 января прошел педагогический форуме с громким названием «Год учителя – от итогов к перспективам». Он собрал 100 делегатов, его инициатор — новая общественная организация «Учитель Республики Карелия». Форуму придавалось в коридорах власти столь большое значение, что об его итогах министр образования 31 января докладывал Главе РК.
Концептуальных выступлений на форуме не было, он задумывался, по словам главного специалиста Минобразования РК Ирины Груничевой, как «площадка для коллективного осмысления проблем». Не знаю, как с осмыслением, но полезной встреча самых активных учителей не могла не стать. С интересом они знакомились с международным опытом в развитии школьного образования скандинавских стран и Германии. Причем говорили о нем те, кто хорошо знал предмет разговора, не раз бывал в школах за границей и даже давал там уроки.
Вот несколько фактов из выступления учителя информатики из Сегежи Виталия Меньшикова. В скандинавских странах на образование идет 7 – 8% ВВП. В Финляндии среди обязательных предметов в гимназии – гигиена. Оживление в зале вызвал такой пример: в финском ПТУ, если ученик не может усвоить какой-то предмет, его заменяют на другой, чтобы не травмировать подростка.
В Швеции с 3 лет ребенка можно отдать в игровую школу: по сути, это детский сад, только без помещения. Оно не нужно, ведь все три часа, которые ребенок проводит в игровой школе, он находится на улице.
{hsimage| Руководитель КРОО "Учитель Республики Карелия" Ольга Германова||||} Виталия Меньшикова удивило, что в отличие от нас, за границей спокойно относятся к технике безопасности: в компьютерных классах машины стоят не «по правилам», провода висят. Здания школ оригинальны с архитектурной точки зрения, но много вопросов по их безопасности: большие лестничные пролеты, балконы…
Виталию довелось провести урок по информатике в финской школе. Был поражен тем, что дети не смогли сами разбиться на группы, что при ответе на вопрос об устройстве компьютера ни одна группа не назвала процессор, лишь одна — монитор. Считают, что загружать детей не очень нужной им информацией не стоит.
Норвежскую школу представила Ольга Парамонова, учитель начальных классов из Петрозаводска. Норвежские дети ведут себя на уроках свободно, могут даже бутерброд съесть, главное — не привлекать к себе внимания. Принцип такой: можно делать все, что не мешает другим.
В Норвегии в последние 20 лет отказались от специализированных школ: как только потекли нефтедоллары, страна решила, что необходимо обеспечивать высокий уровень обучения всем детям. Среди преподавателей много мужчин: 20% в начальной школе, 50% в основной, 75% в старшей. У преподавателей третья по величине зарплата – благодаря тем же нефтедолларам.
В Норвегии, как и в Швеции, Дании, есть годичные народные школы, которые люди называют «Викинг на распутье». Они платные, поступить туда можно начиная с 15 лет и до самого преклонного возраста. Смысл их в том, что за год человек пробует разные области знаний и находит ту, к которой у него лежит душа. Ошибок при выборе вуза значительно меньше. Разумно, демократично и выгодно для государства.
{hsimage|Учитель информатики из Сегежи Виталий Меньшиков ||||} С порядком аттестации в Германии школьных учителей познакомила Ирина Груничева. На основании текущей оценки каждые два года учителю повышается зарплата, но не более 14 раз за карьеру. Средняя зарплата педагога в стране не из самых высоких, 2800 евро в месяц. Рабочая неделя длится 48 часов. Зарубежные педагоги не понимают, как наши учителя умудряются выполнять огромный объем работы за 36 часов. Это нереально, считают они.
Западные коллеги восхищены тем, как самоотверженно работают наши учителя, используя новые технологии, постоянно повышая квалификацию, отвечая буквально за все в школе. Если у них учитель на перемене отдыхает, то наш должен вести детей в столовую, следить, чтобы на перемене они не покалечили друг друга. В Норвегии для этого есть два дежурных учителя, все остальные отдыхают в закрытой для посторонних зоне школы. При такой нагрузке, как у российского учителя, считают скандинавские коллеги, их учитель через два дня вышел бы на больничный.
А наши умудряются еще проекты реализовывать, не предусмотренные ни в каком учебном плане.
Крошнозерская сирень
Придумывая социально значимые проекты, в Пряжинском районе обходятся без иностранных грантов. Часто ведь нужны не средства, а желание что-то изменить в своей жизни. В маленькой Крошнозерcкой школе, где всего-то 14 учеников, к 65-летию Победы рядом с памятником погибшим воинам младшие школьники со своей учительницей разбили сквер, высадив саженцы сирени тех сортов, которые были выведены в стране после мая 1945 года.
— Вряд ли эти дети забудут свое село, даже если уедут оттуда,— считает начальник отдела образования администрации района Татьяна Сеппянен, сама замечательный учитель.
Результатом развития ученического самоуправления в Пряжинском районе, с котором познакомила учитель русского языка и литературы Ирина Велеславова, стали конкретные дела: каток и детская площадка, изучение истории памятников села и школа резерва, сбор средств для подписки на детские газеты и журналы.
Миссия или паразитическая традиция?
{hsimage|Учитель из Костомукши Татьяна Деншова. Общий педагогический стаж в ее семье 485 лет! ||||} Слушая пряжинцев, разговаривая в кулуарах с учителями, поражалась тому, как много дополнительного к своей основной нагрузке берут они на себя. А есть же еще классное руководство! Оно стало темой одной из дискуссионных площадок. Собрала она 21 педагога, из них трое мужчин. Споры получились горячими.
Схлестнулись две позиции: одна — классное руководство помогает решать психологические и учебные проблемы, вторая – воспитывать должна семья, а взваливать все на учителя — паразитическая традиция.
С последним утверждением нельзя не согласиться. Но вот слушаешь Тамару Семеновну Шикову из Медвежьегорского района, стаж которой как классного руководителя более 40 лет, и понимаешь: это прирожденный педагог, дети для нее смысл жизни. Отметить Новый год в лесу с детьми и их родителями, разложить костер и сжечь в нем двойки, а потом всем вместе ждать явления Деда Мороза – да какой калькуляцией это можно оценить? Кстати, в роли Деда Мороза выступил муж Тамары Семеновны – Эдуард Георгиевич Алехин, народный учитель Карелии. Уж если есть в человеке чувство полета (лет десять назад я написала очерк об Алехине «Человек с чувством полета. – Н.М.), то никуда оно не исчезнет. Но тиражировать все это невозможно.
— Поделиться харизмой нельзя! – верно заметил один из участников дискуссии.
Быть счастливым троечником
О дискуссии на другой дискуссионной площадке рассказывает наш корреспондент Анастасия Ермашова.
Говорили о предметном обучении в XXI веке. Предметное обучение – это цель или средство образования? Ответ пытались найти учителя истории, математики и иностранного языка. И нашли: скорее средство, чем цель.
Среднестатистический ученик смутно представляет, зачем ему нужно уметь решать логарифмы, но в это время он начинает более ясно мыслить. История, по мнению учителя математики Университетского лицея и ведущей дискуссии Валентины Скабиной, приводит ум в порядок лучше математики. С этим не спорит учитель истории Повенецкой средней школы Эдуард Алехин. Сокрушается об одном: ученики стали очень мало читать и потому в примерах из классической литературы им многое приходится разъяснять дополнительно. Ну а иностранный язык как цель — несомненное средство для жизни современного человека.
Если цель школы – счастливый ученик, то он не обязательно отличник, уверены учителя. Хотя троечник троечнику рознь. Решением могла бы стать многоступенчатая система определения способностей учеников, создание нескольких программ.
По опыту Валентины Скабиной, на уроке математики можно научить не только предмету. Стеснительную ученицу – выступать перед классом, заносчивого ученика – учитывать мнение одноклассников. Научить тому, что спустя годы не позволит человеку взорвать аэропорт.
Эдуард Алехин произнес почти крамольные, учитывая современные образовательные стандарты, слова:
— Моя цель такова, чтобы на старости лет мне было не скучно с людьми, которые были моими учениками. Чтобы они умели думать и рассуждать.
«Большего врага, чем я, у мэров не найти»
{hsimage|Встреча с министром образования РК Александром Селяниным ||||} На второй день форума члены организации «Учитель Республики Карелия» встретились с министром образования РК Александром Селяниным. Учителя задавали ему прямые вопросы и получали прямые ответы.
О новом порядке аттестации. Селянин: «Я против повышения зарплаты по результатам аттестации, буду максимально сдерживать ее результаты на оплату труда. Внешняя аттестация не всегда отражает влияние учителя на ребенка».
О материальном стимулировании и фактах снижения зарплаты. Селянин: «В системе образования есть ресурсы повысить фонд стимулирования на 30%, но органы местного самоуправления тратят субвенцию на нужды, которые должны финансироваться из местного бюджета». По словам министра, объявленное в некоторых районах снижение зарплаты учителей на 5%, полностью инициатива органов местного самоуправления, с которой он борется. «Большего врага, чем я, у мэров не найти!»
Реплики: «Получаю на руки 8 тысяч… 8700…».
Будет ли обеспечен учебниками переход на новые образовательные стандарты? Селянин: «Эти полномочия у республики отобраны. Есть опасение, что будем работать с колес».
Реплика: «Двадцать первый век, а у нас на класс два учебника…»
О третьем уроке физкультуры. Селянин: «Перед президентом отчитались за третий урок, но реальной возможности ввести его нет. За счет третьего урока русского языка в начальной школе, о чем спросили, не позволю. Будем писать в министерство образования России, что изменения невозможно реализовать. Для повышения двигательной активности учеников третий урок не нужен».
{hsimage|Екатерина Лукина: "Кто будет проверять удетей педикулез?" ||||} Что делается, чтобы был постоянный медработник в школе? Селянин: «Ни в одной стране в школах нет постоянного медработника. Если есть у ребенка проблемы со здоровьем, ему должны оказывать качественную медицинскую услугу. Присутствие в школе фельдшера – профанация».
Как поддерживать одаренных детей? Селянин: «Конкурсов, на которых желают подзаработать, сейчас много. У нас есть система выявления одаренных детей – Всероссийская олимпиада школьников. В школе профанация исследовательской работы приобрела такие масштабы… Вижу фамилию ребенка и сразу понимаю, кто ему готовил работу. Одаренных – единицы. В ближайшие два года восстановим работу Региональной школы одаренных детей, ее закрытие было ошибкой».
В российском образовании мужчин лишь 6 процентов. Это показатель чего? Селянин: «Это наследие советской системы, мы его не преодолеем, пока не увеличим в два раза оплату труда и не сократим в 4 раза прием в педвузы. В целом у нас традиция воспитания матриархатная».
Реплика: «Только в Думе патриархат!» Общий смех.
В проекте государственных образовательных стандартов предусмотрен контроль знаний и компетентности. С контролем знаний понятно, неясно с контролем компетентности. Селянин: «Надо, чтобы для начала определение компетентности было в новом законе об образовании. Но в проекте закона его нет».
Об уроках патриотизма. Селянин: «Когда после событий на Манежной площади стали заявлять, что необходимы уроки патриотизма, меня это очень испугало. Это не даст положительного результата, только отторжение у школьников».
Новая Атлантида
{hsimage|Народный учитель Карелии Эдуард Алехин ||||} В этой публикации мы рассказываем о нескольких, самых интересных, эпизодах форума. Как сообщила пресс-служба правительства, 31 января Андрей Нелидов обсудил итоги форума с Александром Селяниным. Глава РК спросил министра: «Какие основные вопросы учителя ставят перед республиканской властью?» Не знаю, что ответил министр, но вот настроение народного учителя Карелии Эдуарда Алехина.
— У вас по-прежнему на уроках чувство полета? – спросила я перед началом форума Эдуарда Георгиевича.
— Нет, у меня впечатление, будто болт вворачиваю в бетонную стену, покрываясь потом…
Из эссе Э. Алехина «Ян Амос и Дети подземелья», опубликованного в изданном к форуму сборнике «Уроки мастерства», ясно, почему так кардинально поменялось за последние годы настроение народного учителя. Эдуард Георгиевич пишет:
«Провинция не нужна новой цивилизации. Она всех раздражает как нищий в дверях супермаркета. Провинция знай себе канючит о своих бедах и почти ничего не дает взамен, все ухает в нее как в прорву. И потому все в ней мало-мальски значимое стремится пустить корни в городе. Это новый исход, … провинция необратимо превращается в маргинальный отстойник. Оторванная от библиотек и Интернета, нищая, изворовавшаяся и пропойная, общающаяся какими-то ошметками русского языка, она стремительно тонет как новоявленная Атлантида – быстро и бесшумно. Навсегда, думают иные. Вот тут вы сильно ошибаетесь, господа: она еще всплывет. Как ракетоносец во всеоружии накопленной злобы и отчаяния. И тогда, как говорят мои ученики, никому мало не покажется».
Услышит ли власть голос учителя? Или по-прежнему люди, чья жизнь удалась, будут предлагать нам убогие рецепты вроде уроков патриотизма?