Заметки после Всероссийского съезда учителей сельских школ
Более двух десятков спикеров презентовали успешные практики агробизнес-образования, организации сетевого обучения, создания уникальной среды сельской школы.
С начала второго десятилетия XXI века стали популярны массовые всероссийские мероприятия – съезды, форумы, конгрессы и т.п., собираемые по различным проблемам развития системы образования (информатизация, инклюзия, патриотическое воспитание и др.) и собирающие разных специалистов (учителя-предметники, молодые педагоги, классные руководители, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др.). Среди этих масштабных событий и съезды сельских учителей России.
I Всероссийский съезд учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села» состоялся 7 февраля 2013 года в Москве. Приняли участие 827 педагогов из 64 субъектов РФ.
II Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». 2014 год. Тамбовская область (на базе пяти сельских школ Тамбовской области). Более 500 делегатов из 75-ти регионов РФ.
III Всероссийский съезд учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России». 2016 год. Чувашская Республика, Чебоксары. 1015 делегатов из 57 регионов РФ.
IV Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». 2019 год. Белгородская область. 500 представителей из 55 субъектов РФ.
Организатором первых четырёх съездов была Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание».
V Всероссийский съезд учителей сельских школ. 2021 год. Московская область, г.о. Красногорск. 200 представителей из 57 субъектов РФ – очно и онлайн-участие (информации о количестве нет). Организатор ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (Академия Минпросвещения РФ).
Как видим, мероприятия действительно массовые, представительные по количеству и составу участников, актуальные по заявленной проблематике. Кстати, Республика Карелия направляла делегации на все пять съездов, и важно отметить, что всегда в их состав входили представители общественного профессионально-педагогического движения «Ассоциация сельских школ Республики Карелия». Вот и в недавнем V Всероссийском съезде учителей сельских школ в Подмосковье приняли участие Виктория Стафейкова – председатель Совета Ассоциации сельских школ РК, директор и учитель Толвуйской средней школы Медвежьегорского района, а также автор этой публикации – исполнительный директор Ассоциации СШ РК.
Всероссийские съезды по сельской школе, образованию сельского ребёнка, профессиональному труду и жизнедеятельности сельского учителя, по-моему, нужно расценивать как положительный знак нынешнего времени: сельских заметили, на них обратили внимание. Другой вопрос, какое это внимание, надолго ли, достаточно ли оно в нынешней социально-экономической ситуации сельских территорий страны.
На каждом из прошедших съездов были приветствия или выступления министров образования РФ, что, конечно, говорит о высоком статусе собраний. Каждый из федеральных министров, а мне довелось услышать троих, говорил о миссии сельской школы в сохранении и развитии российского села, о великом предназначении сельского учителя… Однако последующие дела в прошедшее десятилетие несколько разошлись со словами. Только один факт: в системе образования страны за это время сельских школ стало меньше почти на треть.
На V съезде с докладом выступил С.С. Кравцов. Министр обозначил несколько положительных аспектов и намерений:
— об ожиданиях от сельской школы позитивного влияния на сельские территории и о поддержке этого направления со стороны ведомства;
— о старте с 2022 года программы строительства и капитального ремонта зданий, 70% средств которой планируется направить на сельские образовательные организации;
— о дополнительных вложениях в техническое оснащение школ и реконструкцию спортивных залов и площадок;
— об усилении родительского и общественного участия и контроля над расходованием средств и деятельностью школы;
— о продлении программы «Земский учитель» как варианта решения проблемы дефицита педагогических кадров на селе.
Что-то из сказанного вселяет надежду, что-то – сомнения.
Министр, к сожалению, так стало принято, после выступления покинул съезд, соответственно, не слышал вопросов и выступлений его участников.
Впрочем, заявленные программой выступления были, в основном, об успехах и достижениях, которых, действительно, достаточно много у сельских школ. Более двух десятков спикеров презентовали успешные практики агробизнес-образования, организации сетевого обучения, создания уникальной среды сельской школы и многого другого. В рамках съезда проходило знакомство с новыми образовательными ресурсами Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, Школьной лиги, федеральных проектов и конкурсов.
Однако на съезде, на мой взгляд, не состоялся разговор о проблемах, не менее реальных, и по-прежнему тяготеющих держать массовую сельскую школу на «обочине образования», в неопределённости и неустойчивости: недостаточность обеспечения малочисленных школ при подушевом финансировании, урбанизация образования, кадровый кризис и др. Заявленные программой дискуссия и проблемные площадки формат не выдержали. Обсуждение в официальной части мероприятия предусматривалось, но не состоялось. Предполагаю, и резолюция съезда может оказаться «под сукном».
А дискуссии были, и весьма жаркие, в кулуарах съезда. Например, о том, как осуществлять агробизнес-образование, о котором рапортовали-рассказывали съезду сельские педагоги Тамбовской области, Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Якутия. Как легализовать Агрошколу в условиях тотальных мониторингов, проверок и вала отчётов? Отмечу, что эти же вопросы задают директора карельских сельских школ.
Участие в съездах, несмотря на вышесказанное, считаю нужным. Знакомство с опытом других регионов – это своего рода сверка состояния (где мы находимся?) и ориентиры для продвижения (куда идти дальше?). Отмечу, что мы не хуже, а кое в чём и получше будем. Встречи с единомышленниками – это новые полезные контакты и связи, которые обязательно активизируем на ближайшем нашем Республиканском дне сельской школы Карелии.
После съезда остаюсь в уверенности своего кредо: «Живёт школа – у села есть настоящее. Развивается школа – у села есть будущее». Значит, будем развиваться. Не ожидая милостей извне, а рассчитывая на себя и наши ресурсы. Живя и намереваясь жить не где-то, а здесь, в нашей Карелии.
Об авторе: Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия; отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный работник образования Республики Карелия
Фото предоставлены автором публикации