Интернет-журнал «Лицей»

Найдём друзей для грузовичка

Выполняем проект
Выполняем проект

Проектная деятельность в коррекционной группе детского сада не миф, а реальность, что подтверждает наш многолетний опыт. Но убедить в этом логопедов и дефектологов удается с трудом. Эта публикация — еще одна попытка.

Увеличение численности детей с задержкой психического развития (ЗПР)  отмечается во всем мире. Проблема их воспитания и социальной помощи становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Статистика свидетельствует о росте количества детей с задержкой психического развития в России[i]. При этом ученые считают, что «при задержке развития  способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятиях ребенок может догнать свой возрастной уровень»[ii].  Таким образом, главной задачей педагогов, работающих с такими детьми, стала проблема поиска   наиболее эффективных инструментов коррекции нарушений у детей.

У дошкольников с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает интереса к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания[iii]. Если обучение детей этой категории не восполняет данный пробел – все усилия педагогов сводятся только к присмотру и уходу, что совершенно не устраивает родителей и не соответствует  федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

В нашем дошкольном учреждении  с 1999 года функционирует группа для детей с задержкой психического развития. Недостаток эффективных методов и приемов работы с детьми с ЗПР  для нас очевиден.  Поиск специальных психолого-педагогических подходов  и наиболее подходящих для этих воспитанников методов,  способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному  развитию этих детей, в том  числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, стал одним из основных направлений нашей работы в последние 3 года. Основой программы стала адаптированная к детям с тяжелыми нарушениями речи программа проектной деятельности «Давай подружимся», разработанная Крохиной И.Н. (г. Череповец МБДОУ «Детский сад № 4» — г. Петрозаводск МДОУ «Детский сад № 45»). Программа основана на использовании адаптированных методов и приемов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.

Приведем пример одного такого проекта

Паспорт проекта «Найдём друзей для грузовичка»

Тип проекта: смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий).

Сроки реализации: 15. 02. 16г. – 19.02.16 г.

Участники: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития; родители воспитанников.

Консультант: Крохина И.Н., тьютор.

Руководители: Аникович Ю.М., учитель-дефектолог; Ягодка Н.П., воспитатель, Бутенёва С.К., воспитатель.

Проблема для педагогов: Отставание  в развитии восприятия, грубое нарушение познавательной  сферы, низкий уровень сформированности связной  речи детей группы.

Цель: Создание оптимальных условий для развития восприятия, связной речи детей с ЗПР. Создание условий для формирования устойчивого положительного отношения к познавательной деятельности.

Ход проекта

I этап.  Формулировка проблемы детьми. К нам в гости приехал грустный грузовичок и попросил нас, чтобы мы нашли ему друзей.

Грустный грузовичок

 II этап.  Создание копилки. Дети приносили из дома и находили в группе нужные игрушки: машины, автобусы, трамваи и т.п.

 

III этап.  Картотека

            IV этап.  Модель
Осознание детьми первоначальной модели исследования объекта.  В течение недели заполнение экранов системного оператора совместно с детьми.

Грузовичок в системном операторе

V этап. Продукт

Составление описательных рассказов о различных видах транспорта  на основе морфотаблицы, составление рассказа с элементами рассуждения на основе модели системного оператора.

Пример описательного рассказа по морфотаблице.

Это наземный общественный транспорт — автобус. Он перевозит пассажиров. У  автобуса есть: корпус, двери,  колёса, руль, фары, стёкла, зеркала, сиденья, педали. По размеру автобус больше, чем легковой автомобиль. Автобус живёт в гараже. Я люблю автобус, потому что на нём можно долго кататься по городу.

 

VI этап. Презентация

Презентация проходила в форме представления проекта двумя детьми, которые с помощью имен признаков составляли описательный рассказ о  выбранном виде транспорта.

Результат работы над  проектом:  Дети, привлеченные к проекту, принимали активное участие в деятельности,  способны к вербализации задания независимо от формы его предъявления (предметной, образной, логической), вербально программируют деятельность. У детей формируется  устойчивое положительное отношение к познавательной деятельности, некоторые способы самоконтроля в процессе деятельности.

 

Одна из основных  задач в работе с данным контингентом дошкольников состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. По мнению специалистов, ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающие существенные связи и зависимости в той или иной области. Даже простое соотношение проектного инструментария ОТСМ-ТРИЗ — РТВ с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания  детей с ОВЗ дает нам право говорить о  возможности  применения данного алгоритма действий в воспитательно-образовательном процессе на группах компенсирующего вида, а результаты использования адаптированных методов и приёмов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ   за последние 3 года  подтвердили  эффективность  данной технологии.

Таблица 1. Сопоставление видов деятельности детей в проекте с задачами коррекционной программы

Виды работ в проекте (проектный инструментарий ОТСМ – ТРИЗ – РТВ) Задачи (по  программе Е.А. Екжановой,  Е.А. Стребелевой)
Сбор копилки: работа с анализаторами
(пять помощников:
— зрение,
— слух,
-осязание,
-обоняние,
-вкус)
на основе модели Элемент – Имя признака – Значение признака дети приносят из дому или находят в группе объекты по заданному признаку, рассматривают их.
— развитие образов восприятия — это непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности. (В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте, различают зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное восприятие )

— развитие сферы образов-представлений — это образы воспринятых ранее предметов и явлений в единстве их свойств и качеств, зафиксированные в слове. Они также различаются по видам доминирующих в них анализаторов (зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые, обонятельные).

— Ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, услышать его звук еще недостаточно: необходимо определить отношение этого цвета к другим цветам, этой формы к другим формам, этого звука к другим звукам.

— осуществлять постоянный поиск взаимосвязей и взаимозависимостей, что становится неотъемлемой характеристикой его поведения и деятельности.
—  интенсивное развитие всех основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, познавательной, коммуникативной и регулирующей)

!!! развитие у детей с нарушением интеллекта ориентировочно-поисковой деятельности и усвоения ими систем сенсорных эталонов

 

Сбор копилки и ее структурирование (создание картотеки). Дети зарисовывают объекты и их части. — развитие поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечение усвоения детьми систем сенсорных эталонов; включение в деятельность детей тех образов восприятия, которые у них уже сформировались.
Модель. Создание речевого продукта. Презентация.

 

— Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое – это помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.
Опора на алгоритм прошедшего проекта (морфотаблица) -… Образы восприятия, закрепленные в слове, можно вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени, предмета уже нет перед ним, для этого нужно лишь его назвать.

 

Приведем методические рекомендации для начала  работы в проекте, основанные на  психологических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

—  Правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. Помнить, что восприятие первично, т.е.  перед началом работы в каждом проекте педагоги должны подготовить предметно-развивающую среду к реализации конкретного проекта. Но при этом не перенасыщать  ее.

— В начале обучения не применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Например: работа  над созданием копилки — самостоятельное  зарисовывание копилки детьми.

— В работе с использованием методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ обязательно применять действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, совместные действия взрослого и ребенка. При создании копилки, формировании картотеки и работе с моделью мы на первых этапах используем выбор по образцу: ребенок из нескольких объектов выбирает такой, как тот, который предъявляет ему взрослый. Например, в проекте …перед ребенком лежат две цветные карточки — красная и желтая. Педагог, поднимая одну красную карточку, просит ребенка: «Дай такую же». При действиях по образцу ребенок воспроизводит предложенный ему взрослым образец, например, глядя на аппликацию, выполненную воспитателем, наклеивает на полоску бумаги чередующиеся круги и квадраты. Как воспитатель делал образец, ребенок при этом не видел. При работе с морфотаблицей начинаем с действий по подражанию, ребенок обязательно видит все действия взрослого и непосредственно повторяет их.  Так, если ребенок конструирует  машину по подражанию, он видит, как взрослый берет куб и ставит его на стол и т.д.

— Взрослые должны производить свои действия медленно, поэтапно, чтобы ребенок успел увидеть все этапы действия.

— Педагог должен постоянно возвращать детей к 5 помощникам (анализаторам) и обращать их внимание на  имена признаков как кирпичиков материального мира,  в частности, заполняя  вместе с  детьми  морфотаблицу, педагог обыгрывает каждый признак, например, имя признака «Часть»  — игровое действие: «Я грузовик, ты  — моя часть».

Вся деятельность в проекте легко ложится на тематику большинства недель. При этом в каждом занятии педагогов группы основу составляют игры, базирующиеся на моделях мышления.

Покажем, как это выглядит для описанного выше проекта.

Тема недели «Наземный транспорт», тема проекта «Найдём друзей для грузовичка».

Педагоги заранее подготовили предметные картинки по теме, модели разного транспорта и т.п. Далее виды деятельности распределяются следующим образом.

Понедельник. Утро. Ознакомление с окружающим  (проводит учитель-дефектолог).

Введение в тему. Формулировка проблемы детьми:  К нам в гости приехал грустный грузовичок и попросил нас, чтобы мы нашли ему друзей. Внесение «Волшебного экрана» (системного оператора). Начинаем собирать копилку.

Лепка. (Проводит воспитатель). «Колеса для грузовичка»

Вечер. Продолжаем сбор копилки  (ищем друзей для грузовичка).

 

Вторник. Утро. Развитие элементарных математических представлений — РЭМП (проводит учитель-дефектолог). Игры с именем признака «Размер». Заполнение морфотаблицы.

Ознакомление с художественной литературой  (проводит воспитатель). Кодировка  стихотворения А. Барто «Грузовик».

Вечер.  Составление картотеки. Игры с морфотаблицей.

 

Среда. Утро. Развитие речи по программе + игры с признаками из морфотаблицы  (проводит учитель-дефектолог)

Конструирование на тему «Грузовик для кота» (Проводит воспитатель).

Вечер. Заполнение вместе с детьми системного оператора.

 

Четверг.  Утро: РЭМП (проводит учитель-дефектолог). Игры с признаками из морфотаблицы.

Рисование. (Проводит воспитатель). Заканчиваем составление картотеки (морфотаблицы).

Вечер. Игры с использованием системного оператора и морфотаблицы.

 

Пятница.  Утро. Ознакомление с окружающим и развитие речи. Составление описательного рассказа по морфотаблице и рассказа-рассуждения по системному оператору.

Обучение игре. Сюжетно-ролевая игра «В транспорте».

Вечер. Игры на основе системного оператора, игры с конструктором, сюжетно-ролевые игры.

Многолетняя исследовательская практика показала, что проекты, реализуемые  на основе алгоритма поисково-исследовательской деятельности и на основе использования универсальных моделей мышления,  помогают педагогам эффективно и с наименьшими затратами решать задачи воспитания и образования детей с задержкой психического развития, а, значит, может быть, все-таки попробуем следовать здравому смыслу и привнесем проектный инструментарий ОТСМ –ТРИЗ – РТВ в работу педагогов детьми с ОВЗ?

 

Об авторе: Крохина Инна Николаевна — тьютор, МДОУ «Детский сад №45», Петрозаводск

 

[i] Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 – 95  / http://www.inclusive-edu.ru/peoples/1/26/

[ii] Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», с.345.

[iii] Е. А. Екжанова, Е. А. Стреблева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

Exit mobile version