С переходом на новый стандарт начальная школа получила возможность предложить детям дополнительные образовательные программы. Какими они должны быть?
Как сделать дополнительные занятия не просто бесплатным приложением к образовательному процессу, но важной его частью? Разговор об этом начинаем с практики.
Мы планируем разместить в журнале несколько конспектов занятий, а затем обобщить эти публикации обсуждением вопроса о том, какими должны быть внеурочные занятия в школе.
Начнем с материалов Натальи Владимировны Фоминой. Курс «Моя Карелия» в ее трактовке близок и интересен детям.
Аннотация
Педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов этот материал поможет провести занятие по теме «Семейная реликвия», а также познакомит с разнообразными способами использования учебной наглядности.
Конспект занятия объединения “Моя Карелия” (начальные классы) по теме «Семейная реликвия»
Рекомендуемый возраст детей: 7-11 лет.
Продолжительность занятия: 40-45 минут.
Цель: Познакомить учащихся с одним из видов реликвий – семейной.
Задачи:
Обучающие:
— дать понятие «реликвия»;
— познакомить с некоторыми видами реликвий;
— сформировать представление о семейной реликвии.
воспитательные:
— содействовать формированию умения работать в коллективе,
— воспитывать умение слушать собеседника и уважать его точку зрения,
— содействовать воспитанию бережного отношения к вещам,
— воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,
— способствовать «содружеству» между поколениями;
развивающие:
— способствовать активизации познавательной деятельности,
— создавать условия для развития образного мышления, умения творчески мыслить,
— способствовать развитию речи,
— создавать условия для развития исследовательского мышления.
Опорные понятия: память, вещь, реликвия, школьная реликвия, семейная реликвия.
Место проведения занятия: учебный класс.
Форма работы на занятии: коллективная.
Оборудование для педагога:
— Таблички со словами: РЕЛИКВИЯ, ВЕЩЬ, ПАМЯТЬ, СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ.
— Наборное полотно, булавки или доска с магнитами.
— Вещный ряд: моя реликвия (реликвия педагога), школьная реликвия, семейная реликвия, коробочка (шкатулочка) с различными вещицами.
Оборудование для учащихся: фломастеры, листочки, семейные реликвии (у детей, подготовивших сообщение).
Дополнительно два-три ученика готовят рассказы о своих семейных реликвиях с их демонстрацией.
Используемая литература:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык. – 1986.
- Панкратова Т. Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
- Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: ВЛАДОС. – 2001. – 216 с.
Ход занятия
Вступление
С опорой на предыдущие занятия, на информацию, полученную на уроках по теме «фольклор» в курсе детской литературы, на опыт детей, обсуждается вопрос о том, как сохранились обычаи и предания старины. Дети отвечают:
— Их передавали из уст в уста.
— Старики рассказывали молодым, учили их.
Основная часть
А как еще можно узнать о прошлом? С помощью чего? Может ли нам какая-нибудь вещь рассказать о своем хозяине, о своей судьбе?
-Да.
-С помощью прялки мы можем узнать о том, как раньше шерсть превращалась в нить. Это все наша – память о прошлом. Песню мы можем потрогать?
— Нет. Это не вещь.
— А прялка?
— Прялка – это вещь.
— Получается, что мы можем хранить память о прошлом не только с помощью каких-то устных форм (сказок, песен, обрядов), но и при помощи различных предметов, т. е. вещей (табличка – ВЕЩЬ).
— Сегодня на занятие я принесла коробочку. Хозяйка этой коробочки уже взрослая женщина. Когда она была девочкой, то хранила в этой коробочке разные вещички. Она нам разрешила посмотреть, что сохранилось в этой коробочке. Педагог демонстрирует вещицы из коробочки.
— Как вы думаете, почему она хранила и до сих пор хранит эти вещи?
— Они ей напоминают о различных событиях и людях.
— Посмотрите, эти вещи – память.
Вы каждый день, кроме выходных, ходите в школу. Каждый день берете с собой учебники, ручки, тетрадки, дневник. А есть ли у вас в портфеле или в карманах вещи, которые вы носите каждый день с собой (я не имею в виду мобильные телефоны и кошельки). Есть ли у вас какие-нибудь вещицы, с которыми вы не хотите расставаться? (Дети могут продемонстрировать и прокомментировать содержимое своих карманов, портфелей.)
— Почему вы не расстаетесь с этими вещицами?
— Напоминают о человеке.
— Напоминают о событии.
— Нашел.
Эти вещицы дороги вам. Они не дорогие в смысле денег. Они дороги вашему сердцу как память о каком-то человеке или событии, как память о прошлом.
Вещи, которые мы храним как память о прошлом, называются реликвией (табличка – РЕЛИКВИЯ).
Таким образом, все эти вещицы – это ваши реликвии, ваша память.
Вы все учитесь в школе. Нашей школе уже много лет, и у нее тоже есть своя история и своя память, а, значит, должны быть и школьные реликвии. Вот одна из них. Наша школа не сразу была такой большой. С самого начала, а именно с 1947 года, она размещалась в небольшом деревянном одноэтажном здании. На каждый урок и каждую перемену нас зовет школьный звонок. В старой школе он был таким. (Демонстрация медного колокола.) Когда школа переехала в новое каменное здание, то надобность в этом колоколе отпала, потому что на уроки теперь зовет электрический звонок, но колокол этот хранится в школе, как память. Этот колокол – школьная реликвия. Бывает, что иногда он служит нам, когда отключают электричество.
Еще одна школьная реликвия – это ключ от школы. Когда было построено новое каменное здание нашей школы, то директору Симакину В. Г. вручили от нее этот символический ключ. Когда Василий Григорьевич уходил на пенсию, то он передал этот ключ новому директору – Нине Яковлевне. Когда Нина Яковлевна будет выходить на пенсию, то она тоже передаст этот ключ новому директору и так по цепочке. Этот ключ – тоже школьная реликвия.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вещи, которые храните вы, называем моя реликвия. Вещи, которые хранятся в школе, называем школьная реликвия. Наверняка в каждой семье хранятся какие-нибудь вещи, которые напоминают о человеке или событии. Такие вещи называются семейная реликвия – это память семьи. В нашей семье хранится несколько семейных реликвий. Вот одна из них (демонстрация своей семейной реликвии). Есть ли в вашей семье такие вещи?
Выступление учеников.
Ответы остальных учащихся.
— Посмотрите, какие разные вещи хранятся в семьях. Как вы думаете, какие вещи могут быть семейной реликвией.
— Любые вещи.
— Правильно. Семейной реликвией может быть любая вещь, которая является памятью этой семьи.
Возможно, через 50 – 100 лет и ваши вещи, которыми вы сейчас пользуетесь, могут стать семейной реликвией. Оля может сохранить свои рисунки, Ира – свои работы из бисера. Когда они станут взрослыми, то могут подарить их своим детям, которые будут хранить эти семейные реликвии как память. Поэтому вы должны бережно относиться к вещам, которыми пользуетесь или которые изготавливаете, ведь они могут стать семейными реликвиями. Естественно, что вашим потомкам больше понравится хранить вещь чистую, аккуратную, чем рваную или грязную.
Сейчас я попрошу вас выполнить небольшое задание. Напишите на листочках, какая ваша вещь могла бы стать потом семейной реликвией.
Дети выполняют задание.
Обсуждение
— Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Обсуждение (повторяется определение понятия реликвия).
Итог
— В заключение посмотрите на доску. Я не случайно прикрепила сюда это полотенце. Конечно, я могла бы повесить новое, нарядное, но почему-то повесила именно это. Почему?
— Это семейная реликвия.
Абсолютно верно. Это полотенце – семейная реликвия, но не моя. У меня в кружке занималась девочка. Это полотенце она хранила как семейную реликвию в память о своей бабушке. Аня решила подарить нашей мастерской это полотенце. Многие люди дарят свои семейные реликвии в дар музеям, и об их истории узнают другие люди. Так из маленьких вещей, из маленьких историй создается история нашей страны. Об этом мы с вами будем говорить при следующей встрече. Спасибо. До свидания.
Об авторе: Фомина Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ» Пряжинского национального муниципального района (п. Чална)