Идею нового министра образования и науки России Ольги Васильевой о необходимости вернуть уборку учениками классных помещений и работу на пришкольных участках прокомментировали эксперты «Лицея».
Ольга Парамонова: учитель начальных классов средней школы № 48, Петрозаводск, заслуженный учитель Карелии: — Как педагогу с большим стажем мне хочется верить и надеяться, что новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева очень авторитетная личность и у неё получится вернуть самое ценное из традиционной школы. Я на 90% согласна со многими её идеями. Думаю, что в сельских школах возможно и разумно вернуть работу на приусадебных участках, а в городских просто необходимо школьное дежурство, то есть уборку школьных помещений, которое никак не представляет угрозу жизни и здоровью школьника. Удивительно, но многие современные родители согласны с этим и даже просят, чтобы дети занимались общественно полезным трудом. Главное, не уйти в крайности, так как прошло много времени и некоторые молодые родители растят детишек-потребителей, думают, куда бы очередную жалобу написать.
Николай Савин, учитель информатики средней школы № 2, Питкяранта, лауреат конкурса «Учитель года Карелии»: — Я согласен с министром, что мы должны воспитывать созидателя. Но все нововведения мы должны вносить с учетом реалий современной школы. Следует учитывать нагрузку на ученика: уроки, внеурочка, исследовательская деятельность — что стало обязательно с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов. Хорошо если скорректируют учебные планы и учтут все спорные моменты, а на выходе мы получим гармонично распределенную нагрузку на ученика, способствующую его развитию и воспитанию. Можно много кидать высоких фраз, но к таким вопросам надо подходить комплексно и выверенно.
Светлана Артемьева, в 80-е педагог-организатор детского клуба «Форпост имени Макаренко», с 1990-го по 2009-й директор школы № 45 Петрозаводска: — Эта идея не для массовой школы в современных условиях. Школа №45 открылась 1 сентября 1990 года, и на протяжении всех 20 лет ее работы в школе работали штатные уборщицы. Я выросла в поселке Чална и 10 лет училась в поселковой школе.Несколько раз была старостой класса и отвечала за уборку класса. Думаю, что общественно полезный труд нужен в школе. На садовом участке, в теплице, в трудовых мастерских, в дежурстве по школе и столовой в помощь работникам. Но подметанием и мытьем полов должны заниматься штатные уборщицы.
Что работает против самообслуживания? Кабинетная система с большим прохождением через класс количества учеников (огромное количество микробов и грязи), их нерабочая одежда (школе надо купить большое количество фартуков, халатов, перчаток и т.п.) А сколько надо приобрести инвентаря на каждый класс! Ученик убирает конкретный класс, а уборщица — 500 квадратных метров — 7 классов примерно. Далеко не всем детям можно работать с дезсредствами, порошками. Когда производить уборку? После уроков — дополнительное образование (раньше в таком объеме его не было), репетиторы… Не всем ученикам можно заниматься уборкой по медицинским показаниям. Одни будут убирать, на тех, кто со справкой коситься.
К труду приучать надо, но через уроки трудового обучения, которые будут нацелены на обустройство школы, выращивание цветов и летнюю производственную практику. Наши дети работали в теплице и на пришкольном участке, за каждым классом был закреплен свой квадрат. Школьники раз в месяц приводили его в порядок, но это после занятий и в рабочей одежде.
Татьяна Сеппянен, заместитель главы Пряжинского муниципального района, лауреат конкурса «Учитель года России-1995»: — Идея восстановления трудового воспитания в школах, особенно сельских, конечно, правильная. Только не хотелось бы возврата «точь-в-точь», как это было в нашем детстве. Сейчас ведь даже в сельхозпредприятиях изменились технологии работы, многое механизировано или даже компьютеризировано, поэтому ручной труд уже кажется пережитком.
Другое дело, что у нас в Карелии мало современных сельхозпредприятий, которые могли бы стать площадкой для практики. Пришкольные участки сохранились в редких школах: сначала были вытеснены часы сельхозтруда из учебных планов; постарели и ушли из школ специалисты (мастера производственного обучения, руководители пришкольных участков и полеводческих бригад…); нашли иное применение участки земли, которые когда-то были школьными огородами, необязательность работы на пришкольном участке разбаловала не столько детей, сколько родителей. Да и продукцию со школьного огорода при нынешних требованиях Роспотребнадзора практически невозможно употребить на детское питание: каждый продукт должен быть сертифицирован.
Восстановить всё это в прежнем варианте точно не получится. Возможно, для тех детей, которые учатся по федеральным государственным образовательным стандартам в основной школе (а это уже 6-7 классы), предусмотреть через год-другой в рамках внеурочной деятельности обязательный труд с учетом особенностей территории. Кстати, я в своей школьной юности работала на ткацкой фабрике заряжальщицей ткацких станков. Это могла бы быть работа и с учетом профессиональных предпочтений ребят — в больнице, детском саду, на ближайшем предприятии, на благоустройстве территории поселения. Что касается уборки школьных помещений силами детей, я против. Лучше бы приучать детей не мусорить, и школы обустраивать так, чтобы у них и не возникало желания сорить и пачкать там, где красиво.
Фото из личных аккаунтов ВКонтакте и интернет-журнала «Лицей»