Интернет-журнал «Лицей»

Последний из могикан

Отведенного часа на презентацию книги Залмана Кауфмана «Краткий очерк истории еврейского искусства» не хватило.Залман Самуилович так увлекательно, с тонким юмором рассказывал о своей жизни, что хотелось слушать и слушать. В жизни его было много как трагических, так и удивительных страниц.

– 27 января, в день снятия блокады Ленинграда, меня ранило. Сидел на дереве (Залман Кауфман был разведчиком, вел наблюдение за позициями противника. – Н.М.), немцы засекли. Взрывной волной смело меня с дерева, летел метров двадцать, сломал обе руки… Недавно встретился с немцем, членом евангелической общины Тюбингена. Подошел ко мне: «Воевал?» – «Воевал». – «Где?» – «Под Ленинградом». – «И я под Ленинградом!». Разговорились, выяснилось, что мы оба были под Званкой, меня там ранило, его взяли в плен. А встретились через 50 лет, в синагоге…

Слушать о ГУЛАГе очень тяжело, хотя Залман Самуилович не драматизирует, не нагнетает, но сами факты бьют наотмашь, стыдно, что это было в нашей истории. Допросы по ночам, дни без сна, каторга, лесоповал… Но и там были светлые страницы, знакомство с поразительными людьми, европейски образованными. Один из них, Бергер, знавший больше 20 языков, относился к Залману как к сыну, заботливо укрывал по ночам. На воле у Бергера остались семья, дети, сидел он так давно, что спрашивал у Залмана, есть ли еще конка в Ленинграде.

– Хватало у меня приключений. Жизнь прошла не так однообразно, – улыбается Залман Самуилович. И вспоминает эпизод, который мог бы послужить основой для остросюжетного фильма, – о побеге из-под стражи, куда его, студента Ленинградского университета, заключили, приняв за вора. Заканчивалась война, разбираться бы не стали, поэтому, воспользовавшись оплошностью милиционера, Залман схватил документы и улизнул. Улыбается: «Я же разведчик!».

Залман Кауфман с 1956 года живет в Петрозаводске. Крупный ученый, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, заслуженный деятель науки, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых наград.  Он называет себя последним из могикан, знает не по книгам, какой была жизнь евреев, владеет языком.

– Иудаика заинтересовала меня как наука, стал изучать искусство у евреев, почитывать литературу. Появились кое-какие мысли, – рассказал Залман Самуилович о предыстории книги «Краткий очерк истории еврейского искусства».

Издать книгу помогла Петрозаводская еврейская религиозная община. Тираж невелик – всего 300 экземпляров.

Встреча с автором проходила в Центре национальных культур. Вопросов к Залману Самуиловичу было много, но, увы, время истекло.

Фото автора

Интервью с З.С. Кауфманом на нашем сайте здесь

 

Exit mobile version