Отведенного часа на презентацию книги Залмана Кауфмана «Краткий очерк истории еврейского искусства» не хватило.
– 27 января, в день снятия блокады Ленинграда, меня ранило. Сидел на дереве (Залман Кауфман был разведчиком, вел наблюдение за позициями противника. – Н.М.), немцы засекли. Взрывной волной смело меня с дерева, летел метров двадцать, сломал обе руки… Недавно встретился с немцем, членом евангелической общины Тюбингена. Подошел ко мне: «Воевал?» – «Воевал». – «Где?» – «Под Ленинградом». – «И я под Ленинградом!». Разговорились, выяснилось, что мы оба были под Званкой, меня там ранило, его взяли в плен. А встретились через 50 лет, в синагоге…
Слушать о ГУЛАГе очень тяжело, хотя Залман Самуилович не драматизирует, не нагнетает, но сами факты бьют наотмашь, стыдно, что это было в нашей истории. Допросы по ночам, дни без сна, каторга, лесоповал… Но и там были светлые страницы, знакомство с поразительными людьми, европейски образованными. Один из них, Бергер, знавший больше 20 языков, относился к Залману как к сыну, заботливо укрывал по ночам. На воле у Бергера остались семья, дети, сидел он так давно, что спрашивал у Залмана, есть ли еще конка в Ленинграде.
– Хватало у меня приключений. Жизнь прошла не так однообразно, – улыбается Залман Самуилович. И вспоминает эпизод, который мог бы послужить основой для остросюжетного фильма, – о побеге из-под стражи, куда его, студента Ленинградского университета, заключили, приняв за вора. Заканчивалась война, разбираться бы не стали, поэтому, воспользовавшись оплошностью милиционера, Залман схватил документы и улизнул. Улыбается: «Я же разведчик!».
– Иудаика заинтересовала меня как наука, стал изучать искусство у евреев, почитывать литературу. Появились кое-какие мысли, – рассказал Залман Самуилович о предыстории книги «Краткий очерк истории еврейского искусства».
Издать книгу помогла Петрозаводская еврейская религиозная община. Тираж невелик – всего 300 экземпляров.
Встреча с автором проходила в Центре национальных культур. Вопросов к Залману Самуиловичу было много, но, увы, время истекло.
Фото автора
Интервью с З.С. Кауфманом на нашем сайте здесь