В международном исследовании качества общего школьного образования PISA оценивался уровень знаний и навыков школьников в естественных науках, чтении, математике и совместной работе по решению проблем.
Трехлетнее исследование завершилось в 2015 году, в нем участвовали 40 тысяч 15-летних школьников из 72 стран мира. При этом основной акцент был сделан на науке как все более важной части современной экономики и общества.
Россия заняла в суммарном рейтинге PISA 33 место, оказавшись между Испанией, Италией, Венгрией, Латвией и Литвой. В исследовании отмечается, что показатели российских школьников по чтению и математике несколько улучшились, а показатели по естественным наукам не изменились и остались ниже среднего.
Что же не могут или не умеют отстающие российские школьники? «Отстающие в науке не могут использовать основную или повседневное научные знания для интерпретации данных и сделать правильный научный вывод. В математике они не могут вычислить приблизительную цену объекта в другой валюте или сравнить общее расстояние между двумя альтернативными маршрутами. В чтении отстающие не могут выразить основную идею в тексте», — говорится в исследовании.
Вместе с тем отмечаются и позитивные моменты. Например, снизилась доля восьмиклассников, не усвоивших школьную программу, а равенство доступа к обучению для мальчиков и девочек в российской системе образования оказалось выше среднего среди стран ОЭСР.
Чуть раньше публикации данных PISA были оглашены итоги другого международного исследования — TIMSS, оценивающего подготовку учеников 4-х и 8-х классов по математике и естественнонаучным предметам, а также подготовку 11-классников, изучающих углубленный профильный курс математики и физики.
Согласно итогам TIMMS наши школьники вышли в мировые лидеры по математике и естествознанию: по результатам учащихся 4 классов по математике Россия вышла на 7 место, по естествознанию — на 4 место, обогнав все страны Европы. Российские восьмиклассники по уровню математической грамотности на 6 месте в мире, по естествознанию на 7 месте. Российские 11-х классники, изучавшие углубленный профильный курс математики в старшей школе, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран — участниц исследования. Первое место по этому направлению подготовки наша страна удерживает уже восемь лет. По итогам изучения уровня подготовки выпускников средней школы по физике Россия заняла 2 место в мире.
Фото www.mn.ru