Интернет-журнал «Лицей»

Фестиваль «Кантеле»: нигде в России нет ничего подобного

Гала-концертом молодых исполнителей игры на национальных инструментах завершился XI Международный фестиваль народной музыки «Кантеле».

Участники сводного оркестра кантелистов Карелии. Руководитель Елена Магницкая

Впервые фестиваль длился 10 месяцев – настоящий  творческий марафон. В нем приняли участие около 400 артистов и композиторов, профессионалов и любителей, из Финляндии, Беларуси и целого ряда регионов и республик России. Достойно представила свой национальный  инструмент кантеле Карелия.

Первый этап фестиваля состоялся  в январе – июне этого года: тогда прошли  конкурс на создание нового произведения для кантеле и Международная этносмена молодых исполнителей на традиционных инструментах стран Баренц-региона Kantele-CAMP.  

18 профессиональных композиторов и авторов-любителей представили на конкурс 22 произведения. Обладатель гран-при должен был получить премию 40 тысяч рублей. Однако, жюри, в которое входили члены Союза композиторов Карелии и известные музыканты-кантелисты, приняло решение гран-при не присуждать, а денежную премию разделить между двумя лауреатами первой степени –  Татьяной Шкербиной из Челябинска и Еленой Лебедевой из Костромы.

Успешно прошла  и выполнила свою задачу и Международная этносмена молодых исполнителей на традиционных инструментах стран Баренц-региона Kantele-CAMP. Принять в ней участие приглашали молодых музыкантов в возрасте от 16 до 24 лет. Результатом проекта стала совместная концертная программа, показанная в Петрозаводске.

Финалом  XI международного фестиваля «Кантеле» стали конкурс молодых исполнителей игры на национальных инструментах и гала-концерт, которые прошли в Петрозаводске 25 — 27 октября.  

Достойной оценкой фестиваля может стать отзыв гостя из Москвы, председателя жюри конкурса молодых исполнителей, доцента кафедры оркестрового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных  Анатолия Цепа: «Ни в одном регионе России нет подобного… Я впервые на фестивале «Кантеле» и поражен царящей здесь атмосферой настоящего праздника музыки».

На заключительном концерте в Музыкальном театре прозвучала также информация, что фестиваль народной музыки «Кантеле» входит в тройку лучших аналогичных событий в России.

Председатель жюри конкурса Анатолий Цеп вручает диплом о присуждении гран-при ансамблю цимбалисток (Москва)

Жюри, оценивавшее игру молодых музыкантов, а конкурсное прослушивание шло более шести (!) часов, было более чем представительным.  В него входили доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, преподаватель Санкт-Петербургского училища им. М.П. Мусоргского, лауреат всероссийских конкурсов Ирина Ершова, старший преподаватель кафедры «Национальные инструменты народов России» Российской академии музыки имени Гнесиных, художественный руководитель Ансамбля гусляров «Купина» Дмитрий Волков (Москва), лектор Литовской академии музыки и театра, искусствовед, лауреат международных конкурсов Регина Марозене (Литва), художественный руководитель Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» Вячеслав Иванов и заслуженная артистка России и Карелии, солистка оркестра Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», лауреат Международного конкурса Ирина Шишканова.

Юным музыкантом пришлось очень нелегко, но тем весомее успех. Звучали в этот день не только карельское кантеле, но и русские звончатые гусли, белорусские цимбалы, удмуртские крези, марийские кусле.

Но члены жюри обратили внимание, что среди исполнителей преобладал в основном девушки. Похоже, исконно мужское музицирование на кантеле и гуслях уходит в прошлое, а со временем может получиться, что игра на кантеле будет преимущественно женским занятием. Как вернуть интерес мужчин к игре на кантеле? Вопрос серьезный. Только административными мерами его вряд ли решить.

Победители и дипломанты конкурса стали участками гала-концерта в Музыкальном театре. И хотя на сцене выступали часто совсем юные музыканты, ученики музыкальных и художественных школ, в зале нередко раздавались возгласы «Браво!».

Гран-при конкурса получил московский ансамбль цимбалисток. Его участницы родом из Белоруссии, в настоящее время учатся  в Российской академия музыки имени Гнесиных  в Москве. Причем, в ходе концерта каждая из девушек выступила и соло. Встречал их зал очень тепло.

С именами победителей и дипломантов  конкурса все желающие могут познакомиться на сайте Центра национальных культур и народного творчества.

Ансамбль гусляров «Перезвон» из Гатчины и фольклорный ансамбль «Топотушки» из Санкт-Петербурга, лауреат I степени в номинации «Ансамблевое исполнительство на национальных традиционных инструментах»
Лауреат II степени в номинации «Ансамблевое исполнительство на национальных традиционных инструментах» — ансамбль удмуртских традиционных инструментов «Сайкан» Воткинского музыкально-педагогического колледжа им. П.И. Чайковского
Лауреатом III степени в номинации «Сольное исполнительство на традиционных национальных инструментах» в возрастной категории 10-14 лет стал Лука Иванов, ученик петрозаводской ДМШ № 1 им. Г. Синисало
Лауреатом III степени стал ансамбль кантелистов из Калевалы, руководитель – заслуженный работник культуры Карелии Юрий Гладышев
Еще один лауреат III степени в номинации «Ансамблевое исполнительство на национальных традиционных инструментах» — ансамбль «Гусляры» Центра детского творчества «Гармония» из поселка Развилка Московской области

Завершился гала-концерт традиционно, как и предыдущие фестивали, выступлением сводного  оркестра кантелистов республики, который всего за 10 репетиций подготовил концертную программу. В составе оркестра были музыканты от 10 до 60 лет — из Петрозаводска, Ладвы и Калевалы.

И все же больше было молодых. А это значит, что и у кантеле, и у нашего одноименного фестиваля народной музыки есть будущее. Это один из самых главных итогов праздника музыка на карельской  земле.

Фото Валентины Чаженгиной и Татьяны Чаплыгиной

 

Exit mobile version