Презентация книги «Музыка мгновений. Опыт практикующего музыкального терапевта» прошла в ПетрГУ с участием детей, которым этот опыт помог.
Книга Сергея Стангрита увидела свет в московском издательстве «Городец». Ее ждали давно. Сказать, что музыкальная терапия востребована, ничего не сказать: владеющих методикой музыкальной терапии в нашей стране единицы, а детей и взрослых, которым она может помочь, — тысячи.
У известного петрозаводского музыканта, заслуженного артиста Карелии, композитора Сергея Стангрита более чем 20-летний опыт работы в области музыкальной терапии. Его кантелетерапия признана Министерством здравоохранения РФ как метод музыкально-педагогической лечебной работы.
Презентация книги в научной библиотеке ПетрГУ Сергея Стангрита прошла в форме увлекательного концерта с выступлениями особых детей, которые занимаются в «Стангрит-центре» — петрозаводском центре музыкальной терапии. Выступления на публике детей, в том числе с аутизмом, поразили. Они выходили на сцену не со страхом — с нескрываемой радостью.
Всё началось, рассказал Сергей Яковлевич, в 1996 году с приглашения Олега Юнилайнена, главврача детской поликлиники №2, вести в медико-психолого-логопедическом кабинете при поликлинике коррекционные музыкальные занятия занятия с детьми, имеющими речевые проблемы.
Олег Юнилайнен вспоминает 90-е: не было денег, но было больше свободы. Чтобы помогать детям со сложными диагнозами, в детской поликлинике №2 создали медико-психолого-логопедический кабинет, где вместе работали медики, педагоги, музыкант, театральный педагог, хореограф. Идея пригласить музыканта, играющего на кантеле, пришла Олегу Юнилайнену: ему всегда нравилось звучание кантеле, к тому же игра на нем полезна для мелкой моторики. Содружество с медиками дало неплохие результаты, которые, с сожалением заметил Олег Юнилайнен, не были в силу неопытности хорошо задокументированы.
Многое изменилось за 22 года в системе здравоохранения, и такой структуры, как медико-психолого-логопедический кабинет, в детской поликлинике №2 больше нет, сожалеет Юнилайнен. Но импульс, полученный тогда, привел спустя годы Сергея Стангрита к созданию центра музыкальной терапии.
— Я был там на занятиях, видел детей и взрослых, и получил колоссальное удовольствие, — признался Олег Юнилайнен.
На презентации книги выступила Наталья Никулина, мама ребенка, который занимается в «Стангрит-центре»:
— Музыкальная терапия — это прежде всего принятие. Когда начинают работать с особым ребенком, первое, что должно произойти, — это принять этого ребенка, причем как взрослого. У Сергея Яковлевича не детская игра: серьезная музыка, всё по-взрослому, всё по-настоящему. «Стангрит-центр» — редкое место, где сразу понимают, что наш ребенок что-то может. Сергей Яковлевич услышит у ребенка три ноты и скажет ему, что это мелодия. Он дополняет, дети потом слышат произведение и понимают, что они были участниками его создания. Ребенок чувствует себя полной личностью. А это очень важно для всех нас.
По словам Марии Потахиной, работающей в «Стангрит-центре» с Сергеем Яковлевичем, они никогда не спрашивают диагноз ребенка, вместе с ним радуются жизни, музицируют.
Сергей Стангрит пишет в книге:
«Музыкальная терапия способна не просто изменить жизнь детей с особенностями здоровья и их родителей к лучшему, но и позволить каждому малышу с неумолимым диагнозом прожить детство более счастливо и более полноценно. Общеизвестен и научно доказан факт влияния музыки на человеческий организм. Музыкальная интонация, темп, ритм и динамика звука оказывают действие на обмен веществ и работу сердца. Значение музыкальной терапии за рубежом давно не ставится под сомнение, но в России, где эта работа уже начата, предстоит сделать еще немало».
Работает Сергей Стангрит и со взрослыми в петрозаводском психоневрологическом диспансере. Возможно, этот опыт найдет отражение в следующей книге.
Фото Арсения и Марии Голубевых