В Петрозаводске во второй раз провели День сельской малочисленной школы республики.
Если 10 лет назад в республике было 210 сельских школ, сейчас осталась 121. Так называемая оптимизация, а по сути – сокращение, проходили именно за счет малочисленных школ. Поэтому всех собравшихся волновал вопрос о дальнейшей судьбе школ.
– Ни правительство, ни министерство образования планов по ликвидации сельских школ не имеют, – с этого начал свое выступление министр образования республики Александр Морозов. – У нас нет намерения одномоментно решить проблемы, как в других регионах, путем закрытия сельских школ. Все возможности оптимизации в Карелии исчерпаны. Нам нужно развивать систему образования, мы хотели бы внятности сети, чтобы она обеспечивала доступность и качество. Но пока в большинстве муниципалитетов нет внятной политики: ставка или на крупные школы, или любым путем на сохранение школьной сети 80-х годов.
Министр отметил, что становится больше проблемных детей, и призвал вспомнить опыт и традиции советской школы по воспитанию: «Не нужно изобретать новые институты, всё уже было».
День получился очень насыщенным. Подвели итоги конкурса презентаций и статей педагогов сельских школ, на который поступило 95 работ. Семинар «Новое в науке для сельской школы» и мастер-классы дали гости из Вятского государственного университета Ольга Коршунова и Ольга Селиванова. Прошли консультации специалистов, состоялось знакомство с IT-парком и Музеем науки ПетрГУ.
Завершился день разговором за круглым столом, интересным и откровенным. По словам, директора Летнереченской средней школы Беломорского района Елены Хованской, проблемы 90-х годов наложили отпечаток, однако педагоги не опускают руки, ищут новые формы. Для них таковой стала организация тьюторского сопровождения школьников. Удается обеспечить индивидуальный подход как к проблемным детям, так и к одаренным. Родители, правда, насторожились от непонятного слова «тьютор», но, когда поняли, что речь идет о наставничестве, успокоились.
Педагогов сельских школ волнуют ситуация с кадрами, трудности по обслуживанию поступившей по программе модернизации компьютерной техники, они не понимают, почему льготы по оплате жилищно-коммунальных расходов включают в среднюю зарплату. В Медвежьегорском районе проверка выявила, что одной из школ муниципальная власть недодала 5 миллионов рублей! Мотивация у районных чиновников своеобразная: «Куда вам столько денег?»
Горький пример привела директор одной из школ Кондопожского района: местные депутаты приняли решение выплачивать пособие в 5 тысяч рублей выходящим на пенсию педагогам со стажем свыше 30 лет. Даже такая сумма – смешная, судя по дружной реакции участников круглого стола, – осталась только на бумаге. Когда в школе подготовили документы на пособие учительнице, 47 лет отдавшей образованию, получили отказ: «Нет денег».
Депутат карельского парламента Эмилия Слабунова выделила проблему методических служб в районах республики и назвала сложившуюся ситуацию катастрофой: почти везде эти службы в рамках оптимизации ликвидированы. Учителя, по их признанию, не получая оперативного методического сопровождения, часто вынуждены работать по федеральным стандартам вслепую.
Зинаида Ефлова, руководитель лаборатория теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, напомнила: в Карелии самое демократичное законодательство по малокомплектным школам. Она считает, что при всех объективных трудностях многое зависит от руководителя школы. Привела такой факт: у лаборатории осталось всего две экспериментальные площадки из пяти после смены директоров школ. Ефлова высказалась жестко: «Не хочешь расти – хоронишь свою школу!»
По итогам встречи будут выработаны рекомендации по развитию сельских малочисленных школ Карелии.
Фото автора