Интернет-журнал «Лицей»

Физкультура и ОБЖ не станут обязательными предметами

 
Текст проекта образовательного стандарта для старшеклассников станет более понятным. В нем уточнят формулировки, подробнее пропишут обязательства школ и государства.
Физкультуру и ОБЖ, которые первоначально были названы «обязательными» предметами, переименуют в «общие». Кроме того, чиновники и разработчики должны решить, как новый стандарт будет соотноситься с ЕГЭ.

Представители Минобрнауки и эксперты продолжили обсуждение проекта федерального образовательного стандарта для старшей школы. В ноябре прошлого года проект стандарта был опубликован на сайте министерства для всеобщего голосования. Тогда же был создан совет при министерстве, который рассматривал и анализировал общественные замечания и пожелания. В конце января в блогосфере появилось открытое письмо, автор которого — учитель русского языка и литературы Сергей Волков — обращался к президенту и премьер-министру с просьбой наложить вето на этот документ. Свою просьбу он объяснял тем, что, согласно стандарту, у старшеклассников останется всего четыре обязательных предмета. Под письмом подписались 23 тыс. человек, включая учителей, академиков и профессоров. В итоге премьер Владимир Путин во время встречи с Андреем Фурсенко посоветовал главе Минобрнауки не торопиться с принятием нового стандарта. После этого чиновники от образования заявили, что текст документа был неправильно понят и на самом деле никто отменять базовые школьные предметы не собирался.

Как выяснилось на «круглом столе» 9 февраля, посвященном проекту стандарта, представители Минобрнауки даже рады «неразберихе» вокруг документа.

«С 16 ноября 2010 года, после того как проект был вывешен на сайте, кроме экспертного сообщества он никого не интересовал. Сейчас, после открытого письма, мы получили широкий общественный резонанс — и это поможет довести стандарт до того уровня, когда он будет признан всем обществом», — заявил замминистра образования и науки Максим Дулинов.

Слово дали инициатору открытого письма — Сергею Волкову. «27 января вместо того, чтобы выпить водки после рабочего дня и пойти спать, я написал открытое письмо руководителям государства и Министерству образования, — начал Волков. — Моя задача была на странице А4 уместить то негодование, которое у меня вызвал проект стандарта, вывешенного на обсуждение. Образовательная траектория старшеклассников может пройти мимо предметов, которые сейчас являются важными. И не потому, что я преподаю литературу и потеряю заработок. Я найду, как заработать».

По его словам, документ такого уровня не должен быть написан тяжелым непонятным языком, который дает почву для двоякой трактовки.

«Когда говорится, что 40% объема занимают обязательные предметы, а среди них — напомню — четыре предмета, непонятно, в чем измеряется этот объем. Все педагоги меряют объем в часах, а оказывается, тут объем измеряется по-другому. 10 предметов, из них четыре обязательных — это и есть 40%», — привел пример он. Кроме того, отметил Волков, пока что в проекте не прописана возможность изменения профиля образования в том случае, если у школьника изменятся планы на грядущее поступление в вуз и он вместо гуманитария решит стать математиком.

В ответ некоторые участники «круглого стола» обвинили Волкова и всех, кто подписывался под письмом, в неумении читать и понимать смысл прочитанного. Но в то же время согласились с тем, что текст проекта очень сложен для восприятия.

«Острота военных действий направлена по несущественным линиям документа, и сама предметность этой пафосной дискуссии отвлекает внимание от более существенных моментов, над которыми нужно работать. Публикация стандарта — это тест на чтение и понимание текста, но согласен, что текст очень тяжелый и те заблуждения, которые были сделаны, скорее всего, сделаны по доброй душе. Они идут от сложности и запутанности текста, запутаться было легко, и большинство людей запутались», — высказал свое мнение ректор института проблем образовательной политики Александр Адамский.

Главный редактор издательства «Просвещение» Виктор Дронов (один из членов рабочей группы проекта стандарта) и вовсе обвинил подписавшихся под письмом в тайном сговоре с целью лоббирования корыстных интересов.

«Понимаю, почему такое внимание именно к формированию учебного плана в проекте стандарта. Это перекрестье предметного лобби, а также интересов репетиторов. Сейчас идет битва за часы, в дискуссии возникает вопрос: а куда мы денем лишних учителей? А почему число учителей должно быть раз и навсегда задано?» — высказал свои предположения Дронов.

Помимо критики от экспертов прозвучали и конструктивные предложения по изменению некоторых положений проекта стандартов. Но речь шла больше о вопросах финансовых и организационных.

В частности, предлагалось пересмотреть требования к условиям, которые должны быть обеспечены в стенах школы для того, чтобы сам стандарт был выполнен. У государства никаких обязательств по финансированию создания этих условий не будет, и вся ответственность за это ложится на школу. Раньше же учредитель — то есть администрация школы — не брал на себя никаких обязательств, кроме санитарных норм и норм безопасности.

Александр Адамский попросил разработчиков обратить внимание на организационно-финансовую и институциональную часть документа: «Обязательства государства и учредителя должны быть прописаны более ясно и даже в четких цифрах. Я сейчас раскрою то, о чем не хотелось бы говорить: Минфин категорически отказывается фиксировать в стандарте обязательства государства в абсолютных цифрах».

Также, по словам участников дискуссии, директоры школ обеспокоены тем, что школа должна будет написать в рамках этого стандарта собственные программы, включая программу духовно-нравственного воспитания и программу формирования здорового образа жизни.

«Директоры школ перестанут работать с учителями и будут заниматься только написанием программ. Это обрекает школу на торжество нелепого бумаготворчества», — пояснил проректор ГУ ВШЭ Исаак Фрумин.

Неожиданно участники «круглого стола» затронули и тему аттестации — то есть единого госэкзамена.

«Сейчас русский язык — это отдельный предмет, по нему есть обязательный экзамен, и, если эта ситуация сохранится при введении нового стандарта, это означает, что за ребенка сделан выбор самим наличием экзаменов в ЕГЭ. Он вынужден будет выбрать те предметы, которые нужно будет сдавать», — подчеркнул Сергей Волков. С ним согласился Фрумин. «Ключевой момент стандартов в итоговой аттестации и в том, как она будет построена. Это должно непротиворечиво вытекать из стандарта, и этого пока не присутствует», — сказал он. «Изменение итоговой аттестации должно произойти для того, чтобы поддержать стандарт творческого развития, а не превращать ребенка в хомяка, у которого запас памяти рассчитан только на воспроизведение того, что он запомнил», — высказал свое мнение директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Виктор Дронов от лица разработчиков проекта стандарта сказал, что рабочая группа уже трудится в этом направлении».

«Изменение стандартов для начальной школы уже привело к изменению аттестации, и эта идеология будет продвигаться по мере готовности проекта стандартов для старшеклассников», — сообщил он.

Замминистра образования по этому вопросу высказался уклончиво, впрочем, дав понять, что подобные изменения не исключены. «Вопрос итоговой аттестации очень важный, но, прежде чем переходить к его обсуждению. нужно прийти у единому мнению в отношении самого стандарта. Пока мы не имеем окончательного понимания о предметных областях обучения, говорить о том, как мы это будем оценивать, несколько преждевременно, хотя этот вопрос совершенно справедливо поднят», — сказал Дулинов.

«Мы работаем над тем, что вызвало наибольшую дискуссию: это учебный план и новый вариант формулировок, чтобы они были понятнее всем основным пользователям стандартов. Мы постараемся изобличить все двусмысленности в трактовках основных понятий», — сказал Дронов о грядущих поправках в проект стандарта. По его словам, у предметов, которые назывались ранее «обязательными» (физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и так называемый индивидуальный проект), будет другое название — «общие».

Впрочем, не исключено, что у проекта образовательного стандарта может появиться совсем другая рабочая группа.

Выступая на правительственном часе в Госдуме, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заявил, что он не исключает возможности проведения нового конкурса по разработке федеральных образовательных стандартов для старших классов, хотя и считает это маловероятным. «Если в ходе длительного обсуждения к согласию прийти не удастся, в принципе, мы не можем исключить, что будет объявлен новый конкурс», — заявил министр. Кроме того, он сообщил, что сейчас за работой над документом следит специальная мониторинговая группа под руководством председателя комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина — парламентарии отслеживают все обсуждения в экспертном сообществе.

 

Exit mobile version