Интернет-журнал «Лицей»

Требования безопасности на подлёдной рыбалке

С начала ледостава на водоемах Карелии погибли девять, спасены работниками спасательных подразделений восемь человек.

Ледовая ловушка

Большим спросом пользуется зимняя подледная рыбалка на Онежском и Ладожском озерах. Любителям удачного лова хочется как можно быстрее добраться до заветного уловистого места. Выезд на лед на автомобилях запрещен законом, и немалые расстояния преодолеваются местными рыбаками на снегоходах, мотосанках, квадроциклах. Но данный вид транспорта безопасен лишь  при безопасности ледового поля. Зачастую в беду попадают люди, не знающие или пренебрегающие особенностями больших карельских озер, местных условий, береговых линий и банальной метеосводки. Они ухарски выезжают  на водоемы Карелии, забыв об элементарной безопасности.

С начала ледостава (с ноября 2015 года) на сегодняшний день на водоемах республики погибло девять, спасено работниками спасательных подразделений восемь человек. Из числа погибших большинство составляют рыбаки, передвигавшиеся по льду на транспортных средствах.

4 января на пульт Единой Службы Спасения поступило сообщение о том, что 2 января уехали на рыбалку на Онежское озеро и не вернулись двое жителей Пудожа 1959 и 1988 годов рождения. Прибыв на место происшествия около поселка Онежский, спасатели обнаружили на берегу автомобиль пострадавших, а на снегу следы мотобуксировщика, обрывающиеся у полыньи неподалеку от береговой линии. В тот же день со дна Онежского озера был поднят один из утонувших рыбаков. Другой пострадавший был обнаружен и передан родственникам 27 января. Причина трагедии – человеческая беспечность.

Толщина льда на Онежском и Ладожском озерах неоднородна. Госинспекторы группы патрульной службы №1 Центра ГИМС МЧС России по Республике Карелия, периодически измеряя толщину льда береговой линии Онего, предупреждают любителей зимней рыбалки о возможности образования многокилометровых трещин, торосов и промоин  из-за резкого перепада температур. Если идущему налегке удачливому рыбаку карельские ледяные мосты служат надежной опорой, то перед тяжелым снегоходом и его пассажирами коварное озерное полотно зияет ледяной могилой.

Вечером 4 февраля в черте города Олонца владелец быстроходного снегохода решил испытать на прочность лед на реке Мегрега. По прибытию на место происшествия спасателями был обнаружен снегоход красного цвета, провалившейся под лед в двух метрах от береговой линии. На этот раз все сложилось удачно: силами подразделений Регионального МЧС снегоход был извлечен из полыньи. Водитель выбрался на берег самостоятельно и в медицинской помощи не нуждался.

Помимо знания ледяного брода и погодных условий, работники группы технического надзора Центра ГИМС напоминают автолюбителям о необходимости проводить своевременное техническое обслуживание транспортного средства, во избежание его поломки на многокилометровых безлюдных пространствах карельских озер.

Утром 27 января два мотобуксировщика выехали из Петрозаводска в сторону Ивановских островов и через несколько километров поломались. Из-за сильного мороза у рыбаков сели сотовые телефоны, но они все же успели дозвониться до своих друзей. Помощь пришла поздним вечером – подоспевшие мотосани подвезли бедолагам, уже испытывающим на себе гибельное дыхание мороза, запчасти для ремонта. Да и то найти «путешественников» стало возможным только после того, как один из них сделал факел из собственного свитера, обмакнув его в бензин.

Но подчас испытаний суровой северной природы не выдерживает и человек.

28 января у деревни Федотово Медвежьегорского района на Онежском озере (в 2 км от берега) стало плохо  одному из двух рыбачивших на Онего мужчин. Самостоятельно и при помощи товарища он двигаться к берегу не мог. После получения тревожного сигнала на место выехали работники Медвежьегорского отделения Центра ГИМС. От оставленной на берегу машины по снежному покрову Онего шла одинокая лыжня. Двигаясь по ней, спасатели вышли на рыбаков. Пострадавшего мужчину пришлось выносить на руках: глубокий снег и береговой лес не позволял применить даже носилки. В километре от берега на дороге уже стояла машина Скорой помощи Медвежьегорской ЦРБ. После оказания первой медицинской помощи, пострадавший был доставлен домой. Спасательная операция продолжалась около 2,5 часов.

Также с целью обеспечения безопасности движения по льду необходимо исключить случаи воз­никновения сосредоточенной нагрузки. Это достигается путем соблюдения безопасного рас­стояния между людьми или техникой. Длительная остановка техники на льду крайне опас­на. Наибольшую опасность  представляют  периоды длительной оттепели и интенсивного таяния льда.

Чрезвычайно опасным и регулярно повторяющимся является отрыв прибрежных льдов вместе с рыболовами. Этому способствуют большое скопление людей, уменьшение прочнос­ти льда в результате пробивания множества лунок, природные факторы, пренебрежение мерами безопасности и предупреждениями специалистов.

В случае отрыва льда с людьми необходимо: сохранить спокойствие, исключить панику, организовать подачу сигналов о помощи, обеспечить взаимовыручку и поддержку.

Собираясь на зимнюю рыбалку, нужно прослушать прогноз погоды, специальные сооб­щения, поставить в известность родных, близких, людей, у которых вы остановились, о том, куда вы направляетесь и во сколько предполагаете вернуться. Нередко, как это видно из перечисленных выше случаев, жизнь рыбакам спасает заряженный и исправный сотовый телефон, по которому вы всегда можете вызвать спасателей, набрав номер экстренной службы 112.

Запомните элементарные требования безопасности. На подледной рыбалке запрещается:

 

 

 

Олег Мошников, сотрудник Центра ГИМС МЧС России по Республике Карелия

Exit mobile version