Интернет-журнал «Лицей»

Картины под дождем

III Международная выставка акварельной живописи «Аквабиеннале» открылась в Городском выставочном зале Петрозаводска.
Сергей Лебедянцев (Стерлитамак) Мостки Событие, случившееся 18 сентября, и вправду значительно. 95 художников со всего мира представили петрозаводчанам свои работы. Разные школы, техники, направления. В этот же день в Национальном театре открылась созвучная экспозиция карельских художников «Акварельные дожди». В программе биеннале запланирован также небольшой пленэр акварелистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Череповца, Петрозаводска на острове Кижи.
Проекту уже шесть лет. Предшествовали ему республиканские выставки «Акварельные дожди». На первой «Аквабиеннале» 2004 года принимали участие в основном карельские художники. В этом году на суд жюри было прислано около 700 работ художников из Китая, Литвы, Турции, Германии, Финляндии, практически всех регионов России.
На пресс-конференции перед открытием куратор «Аквабиеннале», искусствовед Мария Юфа сказала:
— Мы готовились к этому событию два года. Есть идея со временем превратить наше Аквабиеннале в большой художественный фестиваль. Провинциальные художники в 90-е годы были вычеркнуты, в культуре все происходило только на уровне Москвы, Санкт-Петербурга. В итоге сегодня утрачены связи, о том, что происходит в Архангельске, мы меньше знаем, чем о той же Финляндии…
Сейчас ситуация, по мнению Марии, стала меняться в лучшую сторону. Одна из задач проекта — расширить диапазон, знакомить с акварельной живописью не только в Карелии, но и за ее пределами. «Аквабиеннале» в этом году удалось провести благодаря выигранному гранту Президента России. Это также позволило впервые за историю Выставочного зала выпустить солидный каталог двух языках.
Как поведал карельский художник Георгий Иванов, в планах организаторов «большой» Аквабиеннале была и «маленькая» – детская выставка акварели. К сожалению, не все удалось воплотить в этом году.
— Сегодня большая проблема — нехватка в городе выставочных площадок, – сетует Георгий. — Художник решает свои задачи на полотне, но ему нужна помощь в организации. Как никогда, назрела необходимость строить не только бары, рестораны, супермаркеты, но и Центры искусств. Есть залы в Кондопоге, Сортавале, Олонце, которые простаивают, не используются.
— Проекты не реализуются на уровне чиновников, – парировала Мария. – Нужен энтузиаст, который хочет что-то сделать.
…Разговор на пресс-конференции несколько нарушил ту внутреннюю гармонию, которая возникла при знакомстве с выставкой. И по окончании официальной части захотелось еще раз пройтись по залам, вглядеться, вслушаться, вдуматься.
Акварель кажется самым «звучащим» направлением изобразительного искусства. Взмах кисти — как взмах смычка. Каждый мазок — как нажатие клавиши. Больше всего зацепили работы литовских художников: «Старый парк» Пилипайтене Эугения, «Планета» Лебедите Рамуне, «Мчащийся летний экспресс» Енчус Беньяминас. Слова, которые приходили на ум при взгляде на эти картины, — непохожесть, неожиданность, музыкальность. Захватывало дух при мысли о сопричастности к рождению акварели: большинство работ создано в последние два года, то есть «только что», «вот-вот», «здесь и сейчас» бьется жилка современного искусства.
Акварельная живопись подобна картинам под дождем. Пока художник рисовал, дождь подтушевывал границы, размывал краски. И хотя обычно дождь ассоциируются с осенью, грустью, акварель — просветленное, жизнеутверждающее искусство.

Exit mobile version