Интернет-журнал «Лицей»

Сельская школа: как жить?

 

О сельской школе говорили за «круглым столом» в Карельском педуниверситете. Мужеству директоров этих школ поражаешься.

На всех углах у нас сейчас кричат о модернизации образования, при этом – о чем с болью говорили участники «круглого стола» – сельскую школу отодвигают на дальний план. Она, если говорить прямо, не вписывается в рожденную в столичных головах программу модернизации. Сельская школа сегодня существует, как выразился проректор КГПУ Александр Федоров, «в ситуации неопределенности». Он считает:

– Нет ответа на вопрос: как будет жить сельская школа?

Со знанием дела говорил о проблемах сельской школы один из самых авторитетных  педагогов республики – директор Коткозерской сельской школы-комплекса, кандидат педагогических наук  Алексей Андрейко, которого московские светила педагогики называют карельским Макаренко.

15 лет в школе Андрейко нет детской преступности, ни один ученик не состоит на учете в милиции, дети занимаются полезным трудом – сажают сады, выращивают клубнику, черную смородину, работают на тракторе. 8 миллионов рублей заработали за последние годы дети для своей школы! 40 процентов учатся на 4 и 5, до трети выпускников поступают в вузы, остальные учатся в колледжах и училищах или работают, никто не болтается без дела. Стадион всегда полон. И все это достигнуто в депрессивном районе:  почти 90 процентов детей имеют безработных родителей, семьи нищие!

– Сейчас я глубоко озабочен тем процессом, который направлен на уничтожение сельской школы, – поделился своей тревогой Алексей Андрейко. –  Непонятно, как в условиях нормативного финансирования сохранить хоть что-то из того, что было создано? Государство не занимается практикоориентированной деятельностью. Нам говорят: «Что это вы сады-огороды развели? Почему нет модернизации?» Когда такое слышишь, это убивает наповал…

…Кстати, о модернизации. Еще лет десять назад в Коткозерской школе появились компьютеры, она одной из первых завела свой сайт – видела это собственными глазами в те годы, когда в Петрозаводске не все лицеи имели нечто подобное. Работу по проектам, грантам Андрейко практикует много лет. Его примеру последовали многие в России, открыв на селе школы-комплексы. Но, как всегда, нет пророка в своем Отечестве.

Алексей Захарович привел пример, когда чиновник Минобразования Карелии в ответ на приглашение приехать на конференцию по проблемам сельской школы, надменно бросил: «Какие это могут быть у сельской школы особенные проблемы?» Приехать отказался.

Андрейко убежден: надо осторожно подходить к экспериментам, нормативно-подушевому финансированию. Рук он не складывает:

– Мы не падаем духом, рядом с нами дети – они нас окрыляют.

Не падают духом и в Пушнинской средней школе Беломорского района, где всего 51 ученик и стоит проблема сохранения школы, качества обучения. В районе 6 малых отдаленных школ, никакой автобус на беломорских просторах не спасет: дети приезжают только на уроки, тут не до воспитательных моментов, к тому же до крупной школы часто надо добираться сутки! Поэтому в Пушнинской школе решили обратиться к опыту одной из сельских школ Красноярского края.

Директор Татьяна Танцева увлеченно рассказала о первых обнадеживающих результатах внедрения КСО – коллективного способа обучения. Учителя школы внедряют модель внеклассно-урочного типа, постоянно ездят на курсы повышения квалификации в Петрозаводск и даже умудрились побывать в Красноярском крае, где убедились – проблемы у сельских школ одинаковые по всей России.

В КГПУ год назад была создана исследовательская лаборатория проблем сельской школы, которую возглавляет Зинаида Ефлова. Понятно, почему она возникла в этом вузе. Ректор КГПУ Сергей Гриппа привел впечатляющую цифру: в образовательных учреждениях республики среди учителей от 70 до 80 процентов – выпускники педуниверситета.

На «круглом столе» не подводили итога обсуждения. Вопрос о том, что будет с сельской школой, остается открытым…

Exit mobile version