О сельской школе говорили за «круглым столом» в Карельском педуниверситете. Мужеству директоров этих школ поражаешься.
На всех углах у нас сейчас кричат о модернизации образования, при этом – о чем с болью говорили участники «круглого стола» – сельскую школу отодвигают на дальний план. Она, если говорить прямо, не вписывается в рожденную в столичных головах программу модернизации. Сельская школа сегодня существует, как выразился проректор КГПУ Александр Федоров, «в ситуации неопределенности». Он считает:
– Нет ответа на вопрос: как будет жить сельская школа?
Со знанием дела говорил о проблемах сельской школы один из самых авторитетных педагогов республики – директор Коткозерской сельской школы-комплекса, кандидат педагогических наук Алексей Андрейко, которого московские светила педагогики называют карельским Макаренко.
– Сейчас я глубоко озабочен тем процессом, который направлен на уничтожение сельской школы, – поделился своей тревогой Алексей Андрейко. – Непонятно, как в условиях нормативного финансирования сохранить хоть что-то из того, что было создано? Государство не занимается практикоориентированной деятельностью. Нам говорят: «Что это вы сады-огороды развели? Почему нет модернизации?» Когда такое слышишь, это убивает наповал…
…Кстати, о модернизации. Еще лет десять назад в Коткозерской школе появились компьютеры, она одной из первых завела свой сайт – видела это собственными глазами в те годы, когда в Петрозаводске не все лицеи имели нечто подобное. Работу по проектам, грантам Андрейко практикует много лет. Его примеру последовали многие в России, открыв на селе школы-комплексы. Но, как всегда, нет пророка в своем Отечестве.
Алексей Захарович привел пример, когда чиновник Минобразования Карелии в ответ на приглашение приехать на конференцию по проблемам сельской школы, надменно бросил: «Какие это могут быть у сельской школы особенные проблемы?» Приехать отказался.
Андрейко убежден: надо осторожно подходить к экспериментам, нормативно-подушевому финансированию. Рук он не складывает:
– Мы не падаем духом, рядом с нами дети – они нас окрыляют.
Не падают духом и в Пушнинской средней школе Беломорского района, где всего 51 ученик и стоит проблема сохранения школы, качества обучения. В районе 6 малых отдаленных школ, никакой автобус на беломорских просторах не спасет: дети приезжают только на уроки, тут не до воспитательных моментов, к тому же до крупной школы часто надо добираться сутки! Поэтому в Пушнинской школе решили обратиться к опыту одной из сельских школ Красноярского края.
Директор Татьяна Танцева увлеченно рассказала о первых обнадеживающих результатах внедрения КСО – коллективного способа обучения. Учителя школы внедряют модель внеклассно-урочного типа, постоянно ездят на курсы повышения квалификации в Петрозаводск и даже умудрились побывать в Красноярском крае, где убедились – проблемы у сельских школ одинаковые по всей России.
В КГПУ год назад была создана исследовательская лаборатория проблем сельской школы, которую возглавляет Зинаида Ефлова. Понятно, почему она возникла в этом вузе. Ректор КГПУ Сергей Гриппа привел впечатляющую цифру: в образовательных учреждениях республики среди учителей от 70 до 80 процентов – выпускники педуниверситета.
На «круглом столе» не подводили итога обсуждения. Вопрос о том, что будет с сельской школой, остается открытым…