Сказано о проблемах сельской школы, кажется, немало, но ее проблемы по-прежнему не решены.
На моих глазах всплесков особого внимания к сельской школе было несколько. 70-е годы –движение «Всем классом – на ферму, в трактористы, в комбайнеры…». Тогда было делом чести каждой сельской школы иметь свою ученическую производственную бригаду. Конец 90-х годов – комплексные программы развития сельской школы должны были сделать ее богатой и, как нынче принято говорить, конкурентоспособной.
Первое десятилетие XXI века тоже замечено в таком всплеске. Проект ИСО («Информатизация системы образования») сделал сельскую школу более обеспеченной информационными ресурсами, чем многие школы города. Немало сделано в отношении образования на селе и в рамках Концепции реструктуризации сети сельских образовательных учреждений (2002 год): появились школы-сады, вот-вот узаконится статус школы-социокультурного комплекса. В нашей республике сельские школы-ресурсные центры «магнитят» своими богатыми возможностями «маленькие школки».
И все-таки… Есть замыслы и есть реальность, есть слово и есть дело. По-прежнему выпускник обычной сельской школы – это тот, для кого поступление в солидные вузы – недосягаемая мечта, для кого участие в конкурсе выше районного – цепь разочарований, ощущение неполноценности. Сказать, что ты учился в сельской школе, для многих ее выпускников по-прежнему равноценно признанию в неполноценности, «второсортности». И, как прежде, цель образования для многих сельских школьников – пропуск в городскую жизнь.
Причин пробуксовки хороших начинаний множество. Однако, на мой взгляд, одна из причин незавершенности проектов заключается и в позиции выжидания, которую, увы, занимают многие руководители, педагоги и даже родители на селе: «за нас решат…», «а что мы можем?», «наверху виднее…».
Давно известно: самое простое решение проблемы – уничтожение ее источника. Возможно ведь и такое: нет сельской школы – нет и ее проблем.
Ловлю признаки, что вновь наступило время темы сельской школы. Станет оно реальным решением ее вопросов или очередной «модой», зависит и от тех, кто внутри проблемы, то есть в первую очередь от вас, уважаемые сельские учителя, учащиеся, родители, селяне.
Что может и что должна делать сельская школа, чтобы стать авторитетной не только в масштабах родного поселения? Хотелось бы, чтобы сельская школа, как важнейший социальный институт села конструктивно заявляла о своих проблемах, вносила предложения и показывала опыт их решения; чтобы открывала и практически использовала такие потенциалы образования на селе, которых нет в городе и которым город может только позавидовать. Об этом и хотелось поговорить на страницах газеты.
От редакции: Зинаида Борисовна Ефлова, автор публикации, — зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы Карелии факультета начального обучения Карельского государственного педуниверсита.
"Лицей" № 1 2009