Теперь ученики смогут проводить исследования и получать ответы на интересующие их вопросы и без помощи педагогов
Идея самообучения детей без участия учителя принадлежит индийскому ученому, профессору образовательных технологий в Ньюкаслском Университете Сугате Митре.
– Есть такие места, где невозможно построить школу. Или школы есть в таких местах, куда учителя не хотят идти учить детей. И есть дети, которые нуждаются и хотят учиться. Что тогда делать? – размышлял индийский ученый, проводя исследования человеческой памяти и непосредственно наблюдая за процессом образования.
Проведенный эксперимент «Дыра в стене» прославил его на весь мир. В одной из школ в Калькутте был помещен компьютер с программами на английском языке. Детям, в числе которых не было ни одного владеющего этим языком, разрешалось свободно использовать компьютер и играть в любые игры. За несколько часов языковой и технологический барьеры снимались: дети без посторонней помощи выходили в Интернет, играли в игры, находили интересующую их информацию. Сугата Митра уверен, что методы и подходы концепции по самостоятельному обучению учащихся за пределами класса можно использовать в любом месте в мире.
Как информирует TED Blog, первая лаборатория нового проекта Митры оснащена компьютерами и устройствами с сенсорным панелями, она является первой демошколой в веб-платформе Cloud. Основными технологическими партнерами выступают Microsoft и Skype. Лаборатория отдана на откуп двенадцатилетним студентам – они сами составляют график ее работы. Причем, разные классы и группы могут использовать лабораторию в разное время: до, во время и после занятий в школе. Интерьер лаборатории «Школы в облаке» разработан тоже учащимися – от больших круглых подушек, разбросанных по полу, до пушистых облаков, нарисованных на стенах.
Самоорганизующая учебная среда (SOLE, т.е. Self-Organized Learning Environment) существует не совсем без взрослых. Они присутствуют в виртуальном виде. Skype привлек к проекту учителей, уже вышедших на пенсию, которые появляются на экране в образе Granny Cloud («Бабушки Облако») почти в натуральную величину. Таким образом взрослые выступают модераторами и наставниками самообучающихся детей.
Концепция самостоятельного обучения Сугаты Митры в 2013 году получила престижную премию TED Prise. На стартовый капитал премии Митра планирует открыть в 2014 году серию из шести учебных лабораторий – пять в Индии и одну в Великобритании. Как пишет блог, по мнению Эми Дикенсон, учителя седьмых классов одной из школ, за «Школой в облаке» будущее, потому что такая форма обучения развивает у учащихся независимость, самомотивацию и подстегивает к обучению.
Сайт проекта SOLE: http://tedsole.tumblr.com