В Санкт-Петербурге провели обучающий семинар для педагогов Карелии, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В России более половины заключенных браков распадаются. Общеизвестно, что при разводе родителей страдают дети, для которых слово «развод» часто звучит как гром среди ясного неба. Ситуация развода оказывает на детей травмирующее влияние, вызывает депрессии, страхи, снижение успеваемости.
В Норвегии детей, у которых родители развелись, называют «детьми, у которых два дома». И мать, и отец в равной степени продолжают заботиться о ребенке: ребенок после развода живет попеременно по одной-две недели у каждого родителя.
На обучающем семинаре «Актуальные вопросы профилактики стрессовых расстройств и оказания психологической помощи детям и подросткам 7-15 лет, переживающим ситуацию развода родителей, 25-26 октября 30 педагогов Петрозаводска, Костомукши, Прионежского района Карелии, Санкт-Петербурга, Ленинградской области познакомились с норвежской методикой групповой работы с детьми, представленной специалистами организации Voksne for Barn («Взрослые для детей»).
Семинар провела АНО «Содействие» в рамках российско-норвежского проекта «Поддержка развития системы ранней профилактики для детей в Санкт-Петербурге и Республике Карелия» при финансовой поддержке Министерства здравоохранения Норвегии.
Проект оказывает психологическую помощь детям и подросткам 7-15 лет, переживающим ситуацию развода родителей, через обучение социальных работников, педагогов, психологов навыкам работы с семьей в кризисных ситуациях по норвежской методике для групповой работы с детьми Even and Divorce («Эвен и Развод»).
Основная работа проводится в малых группах с участием двух взрослых и 4-6 детей. В ходе дискуссий и игр снижается уровень стресса, дети могут выразить свои чувства и потребности, сообщить о них взрослым для получения поддержки. Материал предназначен для детей 6-12 и 13-15 лет.
Приглашенный лектор из Норвегии Ханне Хоуп является экспертом в когнитивной психотерапии в Норвегии, ведет курсы для профессионалов, работающих с детьми и подростками в школах и учреждениях здравоохранения, является консультантом организации «Воксне фор Барн». Проводить обучение российских педагогов и психологов ей помогала Ингер Борге, также представитель организации «Воксне фор Барн».
Педагоги, прошедшие обучение, познакомят с методикой организации групповой помощи детям своих коллег, родителей учеников и проведут занятия с детьми по запросу родителей.
Норвежские психологи Vigdis Kjar Galtung и Terje Galtung составили правила для родителей на случай развода.
Правила 10 пальцев для родителей, если они приняли решение о разводе
1
Расскажите детям о разводе, когда решение уже принято. Будьте честными. Объясните происходящее, не вдаваясь в подробности причин развода. Расскажите о том, что у вас не складываются такие отношения, какими вы хотели бы их видеть. Может быть, когда вы будете жить отдельно, ваши отношения улучшатся.
2
Поясните детям, что они не являются причиной развода. Взрослые разводятся, потому что считают это необходимым, они сами должны разобраться во всем.
3
Дети должны убедиться в том, что вы как родители по-прежнему их любите и никогда не перестанете любить. Говорите об этом почаще.
4
Расскажите детям, что вы знаете о том, что они не хотят, чтобы семья распалась.
5
Детям нужно удостовериться в том, что их никогда не оставят. Расскажите, как будет складываться ситуация на практике: у кого будет жить ребенок, где будет жить каждый из родителей, как вы будете проводить время вместе с ребенком. Объясните детям, что вы расскажете им о нерешенных вопросах сразу после того, как будет принято решение.
6
Позвольте детям продолжать любить обоих родителей. Дети любят и папу, и маму, а не должны быть заставлены выбирать ту или иную сторону.
7
В присутствии детей избегайте негативных высказываний о другом родителе.
8
Предупредите о сложившейся ситуации работников детского сада, учителей, и других людей по договоренности с детьми. Расскажите детям, как они будут говорить об этом с другими.
9
Многие дети защищают и жалеют своих родителей, не поднимая вопросов, который могут их расстроить. Важно показать детям, что нужно задавать вопросы и выражать свои чувства, когда речь идет о сложных темах.
10
Неправильно могут быть истолкованы детьми такие выражения: «Не расстраивайся!», «Не думай об этом!» и т. п. Такие высказывания часто приводят к тому, что дети воспринимают свои чувства как нечто ненормальное и неприемлемое. Лучше послушайте, что они хотят вам сказать. Уделите им время и внимательно их выслушайте. Подтвердите, что их мыли и чувства — это составляющие их жизни.
Фото автора