Интернет-журнал «Лицей»

Жизнь не задаст вопрос из блока «А»

Историческое образование в школе обсудили за круглым столом в Законодательном Собрании ЗС.
 
Круглый стол?«Подготовка выпускника к практической деятельности и повседневной жизни через историческое образование» – так была сформулирована тема разговора. Пришли представители научной общественности, учителя школ Петрозаводска, депутаты ЗС и представители Министерства образования РК.

Говорили о проблемах преподавания истории в школах Карелии, которые встают перед педагогами именно сегодня. Отсутствие хороших учебников, присутствие в классе детей разных национальностей, эффективные методы преподавания – вот основные вопросы, которые поставили не в первый раз.

Александр Морозов, начальник отдела стандартов и программ общего пользования МО РК, говорил о региональной составляющей в школьном историческом образовании. О проблемах, которые встали перед министерством после выхода Федерального закона № 309 от 1 декабря 2007 года: в связи с ним ни один учебник в течение 2008 года напечатать не смогли. Найдены средства для публикации в 2009 году учебников 2, 3, 5, 6 классов.

Учебник для 5 класса много переделывали, дополняли, но пока его не дождались. Сейчас появилась надежда, что учеьник все-таки выйдет. Когда есть ориентир в виде учебника преподавать гораздо легче, – сказала Ирина Александровна Виноградова, учитель школы №38.

Нынешние учебники дают школьникам больше сведений об истории экзотических стран, чем Карелии. В то же время, количество детей других этнокультур растет. Тем детям, которые по воле судьбы и родителей оказались в Карелии, важно расти с пониманием, что они не чужие. Что их историю, культуру, язык уважают.

– Иначе может сложиться состояние скрытой вражды, – сказал А.Н. Морозов.

Учитель истории Дарья Олеговна Харлашкина также затронула тему полиэтничности. В гимназии №30, по словам Дарьи Олеговны, только 4,5% учащихся других национальностей. В других школах Карелии гораздо больше. Тем не менее  запущены проекты, формирующие в гимназии межкультурный диалог.

Татьяна Ивановна Агаркова, декан факультета повышения квалификации ПетрГУ, сделала акцент на необходимости вовлечения семьи ученика в процесс обучения. В семьях по-разному воспринимаются и осмысляются исторические процессы. Конфликт взглядов школы и родителей должен вырасти если не в истину, то в компромисс в процессе обучения истории.

По-прежнему актуален вопрос о том, насколько полученные в школе знания применимы в реальной жизни.

– Жизнь не задаст выпускнику вопрос из блока «А» ЕГЭ, – заметила Анжелика Витальевна Гуденко, учитель из Лицея №1, – из школы должен выходить не наполненный содержанием сосуд, а человек, который понимает, как ему жить дальше.
Анжелика Витальевна повторила вопрос писателя Дмитрия Балашова: «Чему может научить история, и может ли она научить чему нибудь?»
Представители других школ поддержали ее: заучивание и имен, умение составлять хронологические таблицы едва ли помогут сориентироваться в настоящем. Необходимо научить осмысливать происходящее в контексте истории.

– Личность учителя в школе выходит на первое место. Мы все прекрасно понимаем, что интерактивное обучение лучше, чем лекция. Но кто может заставить учителя? – завершила Анжелика Витальевна свое выступление.

Заставить учить и учиться не может никто. Талантливый педагог решит каждый из поставленных реальностью вопросов по-своему. Придумает, как эффективно научить, найдет индивидуальный подход если не к каждому ученику, то к каждому поликультурному сегодня классу.

Exit mobile version