В Музее изобразительных искусств РК открылась персональная выставка народного художника Карелии Михаила Юфы.
В зале, где проходила встреча, висит картина «Музыка»: человек за роялем и парящая над роялем Муза. А какие большие у музыканта руки! Сам художник наблюдал за происходящим на этой картине как будто сверху и справа, словно он тоже парил.
Михаил Юфа родился в Ленинграде, в 1964 году окончил художественно-графический факультет ЛГПИ им. Герцена. Попав по распределению в Карелию, художник долгое время мечтал вернуться в северную столицу. Тогда он считал, что «большой художник должен жить в большом городе», теперь говорит:
— Я остался и не жалею. Теперь, бывая в Санкт-Петербурге, понимаю: жить там сейчас я бы не смог.
Михаил Юфа не только художник, но и любящий свое дело педагог. Много работал в школах, сейчас преподает рисунок и живопись на архитектурном факультете Петрозаводского строительного техникума.
…Однажды в ленинградской школе у Михаила Юфы учился мальчик, который все время срывал занятия. Михаил Шлемович был вынужден пригласить на разговор родителей хулигана. Пришла старшая сестра и стала объяснять, что к ним в гости часто приходят известные люди, знаменитые художники. И мальчик привык так «непринужденно» вести себя с солидными бородатыми людьми. «Но, — сказала она, — у него в комнате висит ваш портрет». После этого разговора Михаил Юфа на ученика не сердился.
Встречая свое 70-летие, Михаил Юфа говорит:
— Если человек нормально жил, если у него нормальная душа, то когда он подходит к 70-летнему рубежу, задает себе только один вопрос: «Насколько зря ты прожил свою жизнь?»
Десятки персональных и групповых выставок, знаменитые ученики и заслуженные звания — вот немногие ответы, которые мог бы дать на этот вопрос Михаил Шлемович. 51 картина из более 700 написанных составляет юбилейную выставку.
В первом зале представлены ранние его работы конца 60-х — 70-х годов — «Гранаты и дикий виноград», «Девушка с фиалками», «Натюрморт со стулом». Кстати, по словам самого Михаила Шлемовича, натюрморт всегда был для него не латинской «мертвой жизнью», а «тихой жизнью» — немецким Stilleben.
— Это предметы, которые живут в своем мире. Для меня они никогда не были постановочными. Начиная писать, я их, конечно, ставил. Но всегда выходил за рамки этой постановки, — говорит художник.
Второй зал переносит нас в разные уголки России. То к «Седым стенам старой Ладоги», то к колокольне в Вилково 80-х годов, то в 2002-й к «Старой церкви в Нежине». Старая церковь наклонилась вправо: вот-вот упадет. А православный крест на куполе тянет ее влево: то ли по законам физики, то ли по законам бытия.
Третий зал отдан деревьям. Южные пейзажи, на которых главное место отведено Дереву. Таких работ у Михаила Юфы много.
— Во всех пейзажах я всегда искал деревья. В деревьях философское трактование смысла жизни. Сейчас для меня дерево имеет почти такое же значение, как для друида, — улыбается художник. Куратор выставки Серафима Полякова добавляет:
— Мы посвятили пейзажам с деревьями целый зал. Может быть, это был смелый экспозиционный ход и в чем-то сомнительный. Но получилось неплохо.
Картины Михаила Юфы словно не вмещаются в рамки багета: изображение стремится занять целиком пространство холста. И если начнешь раздвигать рамки, то весь мир ворвется в выставочный зал, будто только этого и ждал.
Позже, на вернисаже, были цветы от Министерства культуры, учеников, родных, теплые слова коллег. Поздравить Михаила Юфу пришли и люди, в личных коллекциях которых находятся работы художника.
Выставка продлится до 31 мая