Хроника

Михаил Юфа: «Остался в Карелии и не жалею…»

В Музее изобразительных искусств РК открылась  персональная выставка народного художника Карелии Михаила Юфы.

Это четвертая по счету персональная выставка Михаила Шлемовича Юфы, отмечающего 21 мая 70-летие. За час до официального открытия художник собрал журналистов на пресс-конференцию. И признался, что перед встречей очень волновался, даже выпил успокоительного.

В зале, где проходила встреча, висит картина "Музыка": человек за роялем и парящая над роялем Муза. А какие большие у музыканта  руки! Сам художник наблюдал за происходящим на этой картине как будто сверху и справа, словно он тоже парил.

Михаил Юфа родился в Ленинграде, в 1964 году окончил художественно-графический факультет ЛГПИ им. Герцена. Попав по распределению в Карелию, художник долгое время мечтал вернуться в северную столицу. Тогда он считал, что "большой художник должен жить в большом городе", теперь говорит:

— Я остался и не жалею. Теперь, бывая в Санкт-Петербурге, понимаю:  жить там сейчас я бы не смог.

Михаил Юфа не только художник, но и любящий свое дело педагог. Много работал в школах, сейчас преподает рисунок и живопись на архитектурном факультете Петрозаводского строительного техникума.

…Однажды в ленинградской школе у Михаила Юфы учился мальчик, который все время срывал занятия. Михаил Шлемович был вынужден пригласить на разговор родителей хулигана. Пришла старшая сестра и стала объяснять, что к ним в гости часто приходят известные люди, знаменитые художники. И мальчик привык так "непринужденно" вести себя с солидными бородатыми людьми. "Но, — сказала она, — у него в комнате висит ваш портрет". После этого разговора Михаил Юфа на ученика не сердился.

Встречая свое 70-летие, Михаил Юфа говорит:

— Если человек нормально жил, если у него нормальная душа, то когда он подходит к 70-летнему рубежу, задает себе только один вопрос: "Насколько зря ты прожил свою жизнь?"

Десятки персональных и групповых выставок, знаменитые ученики и заслуженные звания — вот немногие ответы, которые мог бы дать на этот вопрос Михаил Шлемович. 51 картина из более 700 написанных составляет юбилейную выставку.

В первом зале представлены ранние его работы конца 60-х — 70-х годов — "Гранаты и дикий виноград",  "Девушка с фиалками", "Натюрморт со стулом". Кстати, по словам самого Михаила Шлемовича, натюрморт всегда был для него не латинской "мертвой жизнью", а "тихой жизнью" — немецким Stilleben.

— Это предметы, которые живут в своем мире. Для меня они никогда не были постановочными. Начиная писать, я их, конечно, ставил. Но всегда выходил за рамки этой постановки, — говорит художник.

Второй зал переносит нас в разные уголки России. То к "Седым стенам старой Ладоги", то к колокольне в Вилково 80-х годов, то в 2002-й к "Старой церкви в Нежине". Старая церковь наклонилась вправо: вот-вот упадет. А православный крест на куполе тянет ее влево: то ли по законам физики, то ли по законам бытия.

Третий зал отдан деревьям. Южные пейзажи, на которых главное место отведено Дереву. Таких работ у Михаила Юфы много.

— Во всех пейзажах я всегда искал деревья. В деревьях философское трактование смысла жизни. Сейчас для меня дерево имеет почти такое же значение, как для друида, —  улыбается художник. Куратор выставки Серафима Полякова добавляет:

— Мы посвятили пейзажам с деревьями целый зал. Может быть, это был смелый экспозиционный ход и в чем-то сомнительный. Но получилось неплохо.

Картины Михаила Юфы словно не вмещаются в рамки багета: изображение стремится занять целиком пространство холста. И если начнешь раздвигать рамки, то весь мир ворвется в выставочный зал, будто только этого и ждал.

Позже, на вернисаже, были цветы от Министерства культуры, учеников, родных, теплые слова коллег. Поздравить Михаила Юфу пришли и люди, в личных коллекциях которых находятся работы художника. 

Выставка продлится до 31 мая.