Интернет-журнал «Лицей»

Перемена участи-2, или Совсем другая судьба

Дом офицеров в Петрозаводске. Фото Юлии Свинцовой

Иллюстрацией чьей воли и чьей неволи стоит славный Дом офицеров и тоскливо смотрит на город пока еще застекленными окнами-глазами?

Чуть более года назад здесь, в пространстве интернет-журнала «Лицей», было отмечено 100-летие замечательного петрозаводского здания – ремесленных мастерских на пл. Кирова.

В этом году такой же юбилей встречает другой крупный и значительный объект Петрозаводска – Дом офицеров, известный среди старожилов как бывший архиерейский дом.

 

 

 

Дом офицеров, в отличие от ремесленных мастерских, прожил другую жизнь – был надстроен, получил иное архитектурное качество, сменив функциональное назначение. Был значим, став центром военного городка Петрозаводска, и архитектурно, и идеологически… Вокруг Дома Красной Армии, как назывался он с конца 1920-х, в бывшем архиерейском квартале в 1933-1936 гг. были построены дома для комсостава.

 

Подробная история архиерейского квартала, строительства архиерейского дома, а также здания духовной семинарии изложена в материале «Древлянская – Гоголевская – им. Гоголя», опубликованном здесь в сентябре 2011 года. Подготовка автором историко-культурных экспертиз по зданиям, расположенным в бывшем архиерейском квартале, позволила уточнить некоторые данные, а также отчасти прояснить исторические события и факты, связанные с присутствием военного городка в Петрозаводске. История жилых домов военведа – тема отдельной публикации. Сегодня же у нас на повестке дня юбиляр – Дом офицеров.

 

Строительство

Это здание было построено ровно 100 лет назад – именно в 1915 году, а не в 1912-м, как писалось ранее. Откуда стало известно? Читаем епархиальные хроники, относящиеся ко второму десятилетию ХХ века.

 

1 мая 1913. Св. Синод нашел нужным, согласно просьбе Владыки Никанора, заново перестроить Архиерейский дом, отпустив на это потребную сумму. С ранней весны сего 1913 года приступлено к работам. Причем Владыка одновременно устраивает на усадьбе Архиерейского дома еще и деревянный дом, в котором со свитой и имеет помещаться, пока не устроится главный каменный двухэтажный Архиерейский дом. Было разрешено перестроить существующий дом, первый этаж которого был кирпичный, а второй деревянный.

Дом стоял возле Древлянской, прямо у дороги. По-видимому, поэтому Владыка решил перенести дом вглубь своего обширного квартала, отодвинув на 15 саженей от проезжей части. Напомню, что архиерейский квартал ограничен нынешними улицами Гоголя, Анохина, Горького, Антикайнена. Новый дом решено было возводить с максимальным использованием строительных материалов старого. Вообще это было принято раньше: даже бутовый камень фундаментов извлекали из земли, чтобы сэкономить на строительстве.

 

21 мая 1913. Обширный двор архиерейской усадьбы неузнаваем: налево от ворот – груды леса, камни фундамента и печи; направо и вдоль забора – сплошной ряд сложенного камня, клетки кирпича; в восточной части двора дымится под орудиями рабочих наполовину разобранное полукаменное здание архиерейского дома; в глубине усадьбы – золотистые бревна нового сруба, который станет на северо-западном углу усадьбы; посреди двора – глубокие рвы, отчасти заполненные бутом, – это начало кладки фундамента нового каменного архиерейского дома. Среди хаоса ветхостей началась уже созидательная работа. Над рвами колеблются узкие, в 2-3 доски мосточки. На этой сетке мостков колышется лично надзирающий за работами задумчивый Преосвященный Владыка Никанор…

 

Июля 1-го 1913. Для главного каменного Архиерейского дома выложен фундамент из булыжного камня, цоколя из гранита (по лицу)…

 

Июля 7-го 1913.  Преосвященный Владыка Никанор совершил закладку нового Архиерейского дома с церковью. Архипастырь во главе сослужащего духовенства особым крестным ходом с Древлянки (1/2 версты за городом) прибыл на начавшуюся уже постройку и здесь торжественно, по чину, совершил положенные молитвословия и священнодействия, с положением святых мощей, металлической доски с надписью, краеугольного и угловых камней с крестами на них и пр.

В закладке принимали участие ректор и инспектор духовного училища, члены строительной комиссии, а также некоторые гражданские чины с управляющим губерниею А. Ф. Шидловским во главе. За архитектора в строительной комиссии по постройке нового архиерейского дома работал техник губернского земства, инженер Вячеслав Лядинский (1882 — 1952), то есть был производителем работ на строительстве. Автором проекта нового архиерейского дома был академик, главный архитектор Св. Синода Михаил Преображенский (1854 — 1930), строивший по России и за рубежом православные храмы, а потому его пребывание в Петрозаводске для наблюдения за стройкой, по-видимому, даже не обсуждалось.

 

21 августа 1913. Объявление. Сим сообщается, что с 15-го сего августа Канцелярия Олонецкого Епархиального Архиерея помещается во втором этаже вновь выстроенного Архиерейского дома, что на углу Полевой и Новой улиц… В новом деревянном здании архиерея на углу нынешних Горького и Анохина разместилась также и домовая, или Крестовая, церковь. Она так и называлась в Хрониках – «временная Крестовая церковь Архиерейского дома».

 

Февраля 7-го 1915. Владыка с братией Архиерейского дома, учащимися духовной семинарии и богомольцами торжественно перенесли Св. Престол и прочие святыни из временной Крестовой церкви во вновь устроенную. Забегая вперед, владыка Никанор так и не переехал в новый каменный дом. Он заботился, в основном, о новой церкви, а жил до своей кончины в 1916 году в деревянном доме, что был построен им на углу Полевой и Новой. А 7 февраля 1915-го можно считать днем рождения здания, так как оно было уже готово для полноценной жизни в своей основной части – домовой церкви во имя Покрова Пресвятой богородицы.

 

Февраля 8-го 1915. Владыка совершил 1-ю литургию в новоустроенной Крестовой церкви и чин торжества Православия. В церкви прекрасный резонанс. Замечательную акустику зала могли оценить и наши современники, присутствуя на мероприятиях в зрительном зале Дома офицеров или на сеансах кинофильмов, которые проводились в нем регулярно. Акустика – дело тонкое и редко складывающееся в современных зданиях (мы всё уповаем на спасительные микрофоны). И даже теперешнее безобразно запущенное состояние редкого в Петрозаводске зала, брошенного на погибель, не в силах пока испортить свойственный ему «прекрасный резонанс».

Бывший храм архиерейского дома в 1942 году. Архив сил обороны Финляндии

 

Марта 14-15-го 1915. Торжественное Вербное богослужение при большом стечении молящихся Владыка совершал в новом, довольно обширном храме Архиерейского дома. Окрестные жители Закаменского участка Петрозаводска привыкли к храму в архиерейском доме, построенном на Древлянской в 1876 году. Домовая церковь во имя Покрова Пресвятой богородицы была ими любима, но больно уж тесна. Можно понять радость богомольцев, получивших такой подарок и имеющих возможность приходить на службы целыми семьями.

 

Апреля 5-го 1915. Владыка служил в Крестовой церкви, с участием многолюдной теперь братии Архиерейского дома и воспитанников духовной семинарии… У воспитанников духовной семинарии, конечно, была своя домовая церковь. Но после завершения строительства храма в новом Архиерейском доме они стали участниками многих служб здесь.

 

21 мая 1915. Церковно-школьный праздник в Петрозаводске …по благословению Владыки был перенесен на 7 мая. Накануне этого дня по приглашению Владыки все городские церковные школы собрались в новоустроенный храм в Архиерейском доме, где и было торжественно совершено всенощное бдение с литией и величанием св. равноапостольным Кириллу и Мефодию… В этом храме на свои праздники собирались ученики не только церковных школ. Вместительный зал Крестовой церкви помнит родителей и учащихся петрозаводских школ, училищ и гимназий. Всё так по-домашнему, так тепло… Но мы уже знаем, что через два года, почти сразу после кончины владыки Никанора церковь будет закрыта. В Петрозаводск придет железная дорога, её строительству потребуются помещения, епархия сдаст все здания в архиерейском квартале, включая новый дом с церковью, для прогрессивных нужд нового, ХХ века… Да, Антон Павлович уже в 1903 году «вырубил» вишневый сад, предчувствуя дыхание нового времени. Почему-то неотвязно и настойчиво преследуют коллизии «Вишневого сада» при мыслях о нашем Доме офицеров, хотя наша история вовсе не про усадебный мир, погибающий в пьесе Чехова.

 

Военный городок

Военный городок на Гоголя начался с размещения в 1918 году военных частей в квартале бывшей духовной семинарии, соседствующем с архиерейским кварталом. Главное здание бывшей семинарии получило название Красные казармы, или казармы Коммунистического полка.

Карельская егерская бригада у здания штаба

В начале 1920-х в стране в русле реорганизации вооруженных сил возникли идеи по созданию национальных воинских частей. В 1925 году в Петрозаводске был сформирован Карельский егерский батальон – национальная карело-финская часть Красной армии, которая разместилась в квартале, занимаемом до этого Коммунистическим полком. Основу егерского батальона на момент его формирования составили более 70 командиров-финнов, героев Гражданской войны, а также участников революционных событий 1918 года в Финляндии. Все они получили подготовку в Петроградской Интервоеншколе. Командиром был назначен герой Гражданской войны в Карелии Эйолф Георг Матсон (1897 — 1965).

Комбриг Эйолф Георг Матсон

 

В 1931 году батальон был преобразован в Отдельную Карельскую егерскую бригаду. Штаб бригады располагался в здании бывшей духовной семинарии; напротив, через улицу Гоголя, в бывшем архиерейском доме функционировал Дом Красной Армии. В 1933-1936 годах в бывшем архиерейском квартале один за другим выросли четырехэтажные кирпичные многоквартирные здания – дома комсостава – с водопроводом и канализацией, собственными котельными в подвалах, палисадником вдоль улицы Анохина.

 

Дом Красной армии в 1942 году. Архив сил обороны Финляндии

 

Военный городок сформировался, но трагически сложилась судьба первых жителей этих домов. В 1935 году  «красные финны», стоявшие в 1920-м у истоков создания Карельской Трудовой Коммуны, были отстранены от руководства АКССР, и отдельная Карельская егерская бригада была расформирована. Из 257 командиров Карельской егерской бригады было репрессировано 225 человек, из них более 90 процентов были расстреляны или погибли в лагерях. Журналист Сергей Лапшов, исследовавший эту тему, очень точно назвал кадровых военных егерской бригады «погибшими без боя».

 

После войны

В 1946 году был сформирован Беломорский военный округ (БелВО), и в Петрозаводск переведен штаб округа. Началось восстановление разрушенного в период оккупации, в том числе двух угловых домов комсостава на Анохина. Предусматривалась также надстройка третьим этажом Дома Красной Армии для реконструкции его в окружной Дом офицеров.

Фото Сергея Никитина

 

Реконструкция здания была завершена в 1952 году по проекту архитектора Э. А. Тентюковой (1925 — 2005). При этом были сохранены все существующие несущие стены, возведенные в 1913-1915 годах  для архиерейского дома. Был надстроен 3-й этаж и возведен массивный 6-колонный портик на главном фасаде, обращенном к улице Гоголя. Капители колонн решены в стилистике сталинского неоклассицизма с использованием советской символики (звёзды), а также местных растительных мотивов (дубовые ветви, шишки хвойных деревьев). Главный вход в здание был перенесен в центр фасада и решен в виде портала. Дверное полотно главного входа, сохраняющееся до сих пор в первозданном виде, выполнено по индивидуальному проекту автора.

 

Здание включало большую вестибюльную группу (гардероб, фойе), библиотеку с читальным залом, кафе, лекционный зал на 100 мест, множество различных кружков и секций. В помещении бывшей домовой церкви – двухсветном зале с балконом – размещался большой зрительный зал на 450 мест. Дом офицеров являлся военным учреждением культуры. С 2011-го крепкое здание с «прекрасным резонансом» оказалось никому не нужным – ни военным, ни культуре. Пустое, без отопления, оно постепенно и неумолимо разрушается. Дорого содержать, нет денег… А что, новое построить, чтобы на 200 лет – не дорого?

 

Судьба Дома-юбиляра ломается так резко второй раз за сто лет. Но тогда, когда была закрыта церковь, здание все-таки было востребовано, так или иначе, но оно служило, потому что никому не могло прийти в голову просто так опускать крепкий дом в бездну разрухи. Потому что это большая материальная ценность. Кирпичные здания на каменных фундаментах раньше строили со сроком долговечности, равным 200 лет. Нормы у строителей и архитекторов-инженеров были такие, назывались Устав Строительный. Устав этот с малыми изменениями действовал с XVIII века, в нем были прописаны в том числе «кондиции» на все материалы, используемые при строительстве. Дома-то, построенные в Петрозаводске в начале-середине-конце XIX века, стоят до сих пор и не собираются падать, если им не «помогут» заботливые потомки их строителей.

 

Сценарий руинирования Дома офицеров очень напоминает тот, по которому сносили кинотеатр «Сампо». Здесь тоже кому-то сильно нравится площадка для будущего строительства? Господа у власти, но это же просто неприлично! Неужели ничего святого за душой?

 

Дом офицеров является памятником истории и архитектуры Петрозаводска. Это понятно всем и каждому, даже без историко-культурной экспертизы. Он достойно прожил свои 100 лет и должен бы встречать свой юбилей в красоте и силе. Он очень много видел, наш Дом офицеров. Он – настоящий памятник.

Памятник архиерею Никанору, строившему его, превозмогая смертельную болезнь. Памятник становлению национальной государственности на территории Карелии, которую мы собираемся супер торжественно чествовать в 2020-м. Потому что Карельская автономия, Карельская Трудовая Коммуна неразрывно связана со своей карело-финской егерской бригадой. Или эту страницу нашей истории – героев Гражданской войны и «красных финнов» – теперь вовсе не модно вспоминать?

Послевоенный Дом офицеров – памятник маршалам, генералам, Героям Советского Союза, служившим здесь и возглавлявшим штаб Беломорского, затем Северного военного округа. Мы их не знаем? Вот некоторые фамилии: Мерецков Кирилл Афанасьевич (1897 — 1968), Родимцев Александр Ильич (1905 — 1977), Колпакчи Владимир Яковлевич (1899 — 1961), Сысолятин Иван Матвеевич (1923 — 2006)… Все они Герои войны, 70-летие Победы в которой мы только что отметили.

На каком еще здании есть орден Победы? Фото Юлии Свинцовой

 

И Дому офицеров пристало бы быть в центре этого праздника. Только почему же он у нас как забытый ветеран, да просто как бомж, несмотря на юбилейный год Победы? Почему те, в чьей собственности находится здание, спокойно наблюдают, как дом деградирует физически? И никто, никто не может положить конец этому позору? И превратить сценарий «Сампо» в сценарий ремесленных мастерских? Иллюстрацией чьей воли и чьей неволи стоит славный Дом офицеров и тоскливо смотрит на город пока еще застекленными окнами-глазами?

 

29 мая сообщили, что доступ в заброшенный дом посторонним закрыт. Похоже, он закрыт и для непосторонних. Новость о том, что двери забили-заварили, опять возвращает нас к «Вишневому саду». Кто или что в роли Фирса? Безусловно, наша память.

 

Exit mobile version