Интернет-журнал «Лицей»

Главный архитектор Петрозаводска

Лазарь Иванович Чиненов

К 100-летию Лазаря Ивановича Чиненова (1912 – 1996)

Под его непосредственным руководством в 1947 – 1965 годах из руин, оставленных войной, вырос практически новый город.

В декабре 1946 года начальник Управления по делам архитектуры КФССР Дмитрий Масленников (1912 – 1983) отстранил от работы городского архитектора Петрозаводска. Основания для этого были серьезными, а промахи совершенно нетерпимыми в сложное послевоенное время: беспорядок в отводе земельных участков для государственных и частных застройщиков, отсутствие согласованных и утвержденных проектов, хаос и самовольная застройка…

При быстром строительстве всё это могло поставить крест на том прекрасном новом Петрозаводске, который уже прорисовывался в планах и проектах его восстановления. Начальнику Управления Масленникову, неустанные заботы которого простирались в пределах всей республики, в столице Карело-Финской ССР нужен был очень надежный помощник, в котором он мог быть уверен, как в самом себе. С марта 1947-го главным архитектором Петрозаводска был назначен Лазарь Иванович Чиненов, который фактически стал здесь правой рукой Масленникова.

Лазарь Чиненов и Дмитрий Масленников, однокурсники по Московскому архитектурному институту, сотрудники по работе в проектных организациях Гипроавиапрома, знали друг друга, как минимум, с 1933 года – начала обучения обоих в МАРХИ. И, судя по приглашению Чиненова в Петрозаводск на столь ответственную должность, были единомышленниками в творческом плане и видении перспектив вверенного обоим города.

Лазарь Чиненов в 1946 году. Фото из семейного архива Чиненовых

Лазарь Чиненов и Дмитрий Масленников. Фото из семейного архива Чиненовых

К 1947 году у Лазаря Чиненова за спиной был богатый опыт работы в проектировании и строительстве как отдельных зданий и сооружений, так и градостроительных комплексов – кварталов, жилых районов, заводских поселков в Комсомольске-на-Амуре, Кирове, Молотове (Перми), Москве, Казани, Ташкенте. По приезде в Петрозаводск архитектор Лазарь Чиненов включился в напряженную работу по осуществлению первого послевоенного генерального плана города, положения которого совмещали в себе восстановление разрушенного войной и масштабное, не виданное здесь ранее, новое строительство.

Все проекты сколько-нибудь значимых городских объектов непременно проходили рассмотрение на архитектурных советах сначала у Чиненова, а затем в управлении у Масленникова. Вот лишь фрагмент перечня зданий, проектировавшихся в конце 1940-х и ставших визитными карточками города, неотъемлемой частью его архитектурного облика. Архитектурно-строительный техникум и государственная публичная библиотека, гостиница «Северная» и кинотеатр «Победа», музыкальный театр и железнодорожный вокзал, восстановление и достройка госуниверситета, здание госбанка и застройка проспекта Карла Маркса… А наряду с этим совершенно необходимые Петрозаводску проект реконструкции общегородского водопровода и проект новой хозяйственной канализации, в те же годы появился первый «Проект троллейбусного хозяйства в г. Петрозаводске».  И эта часть городской жизни также лежала на плечах главного архитектора.

Кроме того, опытный специалист Чиненов являлся членом архитектурно-градостроительного совета при Управлении по делам архитектуры, экспертом проектов, руководителем дипломных проектов в Петрозаводском архитектурно-строительном техникуме. В Национальном архиве РК сохранились экспертизы Лазаря Чиненова по проектам генеральных планов множества лесопунктов на территории Карелии. Весьма интересное и поучительное чтение, особенно для архитекторов-планировщиков: подробнейший анализ и разбор проектов, аргументированные замечания, а ещё – обязательно приложен чертёжик ситуации, выполненный от руки Лазарем Ивановичем, по каждому экспертируемому проекту.

Конец 1940-х – начало 1950-х были временем расцвета в Петрозаводске, да собственно и во всей стране, неоклассической архитектуры. Сменами стиля в СССР руководили партия и правительство, и почему-то именно неоклассика в то время подпадала под всеобщий для искусства термин «социалистический реализм». Как бы то ни было, Петрозаводску, распланированному в классических градостроительных традициях, эта архитектура была исключительно «к лицу».

Л. Чиненов на выставке проектов. Из семейного архива Чиненовых

Выставка проектов для Петрозаводска в кинотеатре Сампо. 1948. Фото из семейного архива Чиненовых

В 1952-году по проекту Лазаря Чиненова был построен дом Онегзавода, расположившийся на углу проспекта Ленина и улицы Энгельса. Архитектура этого здания обладает всеми признаками неоклассицистического стиля: мощный рустованный цоколь, профилированные карнизы и междуэтажные пояски, архитектурные детали и общий композиционный строй фасадов. Однако декор скромен, так как дом Онегзавода градостроительно подчинен главному элементу ансамбля перекрестка – гостинице «Северная».

Дом Онегзавода в начале 1960-х Фото Л. Михайлова

Сохранившиеся в семье Чиненовых самые первые эскизы этого дома свидетельствуют о большой работе, проделанной автором при проектировании на очень сложном в градостроительном плане участке. Здание должно было принадлежать и проспекту Ленина, и давать своим объемом направление к улице Энгельса, являвшейся одним из главных элементов задуманного тогда линейного центра Петрозаводска «вокзал – Правительственная площадь (Кирова)». В настоящем своем виде дом Онегзавода  достойно выполняет свою градостроительную роль. Только досадно видеть, как бездарно «украшается» это здание входами разнообразных дизайнерских псевдомастеров при полном попустительстве нынешнего архитектурного руководства города. И хорошо, что Лазарь Иванович не видит, как обшивают бревном (!!) неоклассические русты цокольного этажа его дома.

Часто слышу вопрос: а что, у Чиненова построен только один дом? Думаю, тут дело даже не в том, что у него просто не хватало времени на авторскую работу из-за должности, которая призывала его печься обо всем городе и контролировать всё строительство в Петрозаводске. Подошел 1955 год с очередными постановлениями партии и правительства, которые на этот раз беспощадно прошлись по архитекторам и архитектуре. Всё, что вчера называлось социалистическим реализмом, сегодня получило ярлык буржуйских излишеств, а зодчие попадали в разряд чуть не экономических преступников, став «растратчиками народных денег». Эти постановления о борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве практически перекрыли очень многим архитекторам, воспитанным на освоении мирового классического наследия, дальнейшую работу в профессии. Из объемного проектирования тогда ушли многие. Константин Гутин (1910 –1976), Николай Куспак (1919 – 1998), Марина Старченко… Кто в историю архитектуры, кто в проектирование генеральных планов. И почти все направили свои нерастраченные творческие силы в изобразительное искусство, вложив душу в живопись, графику, декоративно-прикладное ремесло. Богатая коллекция акварелей Лазаря Чиненова, хранимая его семьей, – тема «Художественной галереи» Дмитрия Москина.

А главный архитектор Петрозаводска Чиненов, находившийся в этот переломный момент в должности, делал всё от него зависящее, чтобы смягчить жесткую поступь тотального типового строительства хотя бы в историческом центре города. Да, на проспекте Ленина появилось несколько типовых жилых домов, но по-другому тогда было просто невозможно. В то время вся государственная машина исправно боролась с излишествами, пренебречь этим было нельзя, потому что просто прекращалось финансирование неугодной архитектуры. Как образно сказал когда-то В. П. Орфинский, «стройбанк присвоил себе функции высшего архитектурного арбитра».

Известен ещё один проект Лазаря Чиненова. Это первоначальный вариант Дома профсоюзов, что располагается сейчас на улице Дзержинского. О том, сколько излишеств было удалено с этого здания, можно судить по представленному чертежу. Как правило, упрощением проектов занимались не сами авторы, слишком больно было уродовать собственное «дитя»,  а потому в авторском списке Чиненова этого здания нет.

Дом профсоюзов в Петрозаводске. Проект Л. Чиненова

Главный архитектор вынужден был «каяться» за всех коллег в местной прессе. «В Петрозаводске до последнего времени типовые проекты применялись недостаточно. Не только общественные здания, но и жилые дома строились, главным образом, по индивидуальным проектам. При этом нередко допускались излишества… У нас в городе жилые дома, школы, больницы и другие культурно-бытовые здания впредь будут строиться только по типовым проектам… Что касается зданий, уже начатых строительством, то проекты каждого из них пересматриваются»…

Чиненов не уходил со своего поста, не бросал Петрозаводск в такое непростое время. Боролся за сохранение старинных зданий города – бывшего дома купца Пименова на ул. Луначарского, бывшей женской гимназии и других. Выступал против возведения 4-этажной пристройки к зданию министерства госбезопасности на ул. Комсомольской (Андропова), доказывая, что она «вылезет» над домом присутственных мест на Круглой площади и нарушит уникальный ансамбль XVIII века. Последний вопрос ему не удалось отстоять, и пристройка все-таки «вылезла».

Зато при проектировании жилого района Перевалка архитекторами ЛенГИПРОГОРа Лазарь Иванович вмешался и сохранил леса вдоль нынешнего Лесного проспекта, предложив отвести их под общегородской лесопарк. Это решение было внесено в проект и утверждено в 1948 году Постановлением Совета министров КФССР. Впрочем, нынешние власти не считают прошлые решения и постановления чем-то серьёзным и достойным внимания и учета в своей деятельности. И опять – хорошо, что Лазарь Иванович не узнал и не увидел, как безжалостно сводят прекрасные леса между Перевалкой и Древлянкой для строительства бесчисленных торговых центров…

Лазарь Чиненов проработал главным архитектором Петрозаводска 18 лет, и эти годы были для города во многом определившими его лицо. Весь центр вырос практически заново после войны, построены районы Первомайского и Октябрьского проспектов, Зарека, Голиковка. Это осталось и это хороший памятник архитектору Чиненову. А ещё – добрая память о человеке, которая до сих пор живет в сердцах его коллег.

Вход в парк пионеров. Проект Л.Чиненова. Фото 1972 год

 

 

Exit mobile version